«Daily Times», Пакистан
Несмотря на то, что Южная Азия остается малоразвитым и наименее интегрированным в мировую экономику регионом, она по-прежнему имеет неоспоримо важное значение с различных углов зрения. Регион, через который проходят важные торговые маршруты, где производится больше всего экзотических вещей и процветает текстильная промышленность, обладает уникальными особенностями.
Регион, который когда-то был колонией, теперь привлекает глобальных игроков своими нереализованными возможностями и исключительной ценностью с точки зрения геоэкономики. После Китая с его геоэкономической экспансией, нацеленной на установление и укрепление партнерских отношений со странами Южной Азии, в игру вступила и Россия. Было время, когда элиты в Кремле изо всех сил старались не связываться с этой частью Азии, поскольку советский опыт в регионе был очень огорчительным. В течение многих лет после ухода отсюда Советского Союза общественные и политические настроения отражали нежелание ввязываться в дела Южной Азии, где царила обстановка хаоса и разжигалась военная истерия.
В фокусе внимания российских стратегов и политиков была не реакция на складывающуюся ситуацию в этом регионе, а скорее сосредоточение усилий на отечественной экономике. В случае Афганистана Кремль первоначально поддерживал войну США с террором, но когда в ходе войны менялись цели и стратегии, позиция России также изменилась соответствующим образом.
Она не возвращалась в Южную Азию в течение почти десятилетия, спокойно наблюдая за развитием ситуации, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для своего вмешательства.
Сегодня она старается учесть уроки прошлых лет, когда еще в 1960-х годах были разрушены китайско-российские отношения, что предоставило возможность американскому блоку добиться доминирования над советским блоком.
На этот раз Россия сумела наладить стратегические связи с Китаем, несмотря на имеющиеся между ними противоречия. Кремль также смог сконцентрировать усилия на устранении внутренних экономических неурядиц. Благодаря растущим доходам от нефтяной и оборонной промышленности, а также значительному росту импорта в Индию и Китай, Кремль смог осуществить инвестиции и завоевать в острой борьбе влияние на своих непосредственных соседей, а также заблокировать расширение НАТО на восток к российским границам.
Укрепляющаяся экономика и успехи оборонной отрасли изменили стратегическое мышление Кремля, решившего сосредоточиться на формировании нового глобального порядка на основе сближения с Китаем, а не противодействовать развитию этого миропорядка. Эти ревизионистские тенденции Кремля дали толчок для расширения его сферы влияния и пересмотра его парадигмы выстраивания международных отношений. С началом этого десятилетия новые глобальные тенденции и изменения в альянсах заставили Кремль позаботиться о том, чтобы извлечь выгоду из складывающейся ситуации. В этом стремлении Россия привлекла к себе многих своих бывших противников, расширяя тем самым многообразие отношений. Имея Индию в качестве стратегического оборонного партнера в Южной Азии, Россия начала улучшать свои отношения с Пакистаном.
В начале 2014 года, когда на Украине был свергнут пророссийски настроенный президент, Россия осознала серьезную угрозу своей безопасности. В результате, в короткие сроки она вернула себе Крым, располагавшийся к западу от ее границ. В конце концов Россия попыталась легитимизировать присоединение Крыма через формальные юридические процедуры. Этот вызвало гнев США и их западных партнеров, и они решили принять ответные меры. Соединенные Штаты ввели ограничения на поставки Россией своей оборонной продукции в соответствии с принятым в США законом О противодействии противникам Америки посредством санкций (CAATSA). Запад также разорвал свои торговые связи с Россией, что поставило российскую экономику в трудное положение. На фоне всех этих событий произошел спад российской экономики и возросла ее зависимость от Китая в плане обеспечения немедленных экономических компенсаций. Между тем, неустойчивые цены на нефть и пагубное воздействие санкций стали большим ударом для России, имеющим долгосрочные последствия. Россия сильно зависит от нефтяных доходов, и Запад был важным торговым партнером для нее.
Теперь у России есть два варианта: либо уйти из Крыма и передать его под контроль Украине, либо искать новые геоэкономические партнерства, если она собирается реализовывать свои внешнеполитические амбиции на международной арене. И именно это сделал Кремль, пересмотрев концепцию своей внешней политики в ноябре 2016 года. Основное изменение во внешнеполитических расчетах России в этой пересмотренной версии заключалось в поиске новых партнеров, новых рынков сбыта нефти и газа, а также продукции оборонной промышленности. Среди многих регионов, к которым Россия проявляет интерес, уникальную ценность имеет Южная Азия. Россия пересмотрела свои отношения в регионе — от Индии, являющейся важным партнером в оборонной сфере, до улучшения связей с Пакистаном, Афганистаном и Бангладеш. Поскольку Южная Азия остается ареной активного обострения напряженности между Индией и Пакистаном, для России было сложной задачей проводить сбалансированную внешнюю политику в регионе, стараясь не благоприятствовать ни одной из сторон за счет другой. Если анализировать действия России в регионе за прошедшие годы, то можно сказать, что ей удалось сформировать всеобъемлющую и сбалансированную внешнюю политику. Основными побудительными мотивами для проявления ее интереса к Южной Азии являются получение доступа к теплым водам Аравийского моря, включение Южной Азии в евразийскую интеграцию и укрепление оборонных и экономических отношений с государствами региона. Некоторые эксперты считают, что основной драйвер российского вовлечения в дела региона связан с Афганистаном, которому крайне необходимо установление мира, тем более, что эта страна граничит с Центральной Азией, которую часто называют российским задним двором. Нет никаких сомнений в том, что Афганистан по-прежнему имеет первостепенное значение для России, поскольку каскадный эффект последствий войны и распространение наркотиков угрожают стабильности в соседних регионах. Таким образом, мир в Афганистане будет означать безопасность южных границ, благодаря чему Россия сможет расширить сферу своего влияния и получить значительные дивиденды.
Могут быть разные подходы для определения стратегических стимулов, подтолкнувших Россию к амбициозному выстраиванию своих отношений в Южной Азии. Однако главным драйвером остается ухудшение отношений России и ЕС. Поскольку отношения с Западом испортились, было крайне необходимо обеспечить расширение партнерских связей по горизонтали и вертикали, чтобы компенсировать экономические последствия санкций. Южная Азия имеет свою особенную среду с усиливающимся влиянием на приоритеты и интересы внешних игроков. Например, на фоне укрепляющихся связей Индии с США в оборонной сфере для Кремля было стратегической необходимостью уравновесить их снятием эмбарго на поставки оружия Пакистану.
Тем не менее, готовность России продавать сложные современные вооружения противоборствующим сторонам в Южной Азии, обладающим ядерным оружием, отвечает ее коммерческим и стратегическим интересам, но в то же время нарушает стратегическую стабильность в регионе. Из-за экономических санкций Пакистан не смог наращивать свою военную мощь пропорционально растущим оборонным закупкам Индии. Таким образом, он опирается на качественное сдерживание в стремлении уравновесить Индию. Укрепляя свои оборонные связи, Россия должна опасаться нестабильности в Южной Азии, где оборонные технологии определяют политику, а не наоборот.
Подводя итоги, можно сказать, что Россия размышляет о том, чтобы, как минимум, в настоящий момент изменить свой статус на мировой арене. В этом стремлении она находит удобным для себя привлекать новых партнеров в любом качестве. Новые поколения россиян будут эффективнее думать о том, как привлечь бывших противников к решению своих наиболее важных экономических и политических задач. Над ними не будет довлеть горечь эмоционального очищения нации и мрачные пережитки прошлого. Этот переход уже идет, и, как ожидается, с началом следующего десятилетия будут заметны более значительные перемены.