Состоявшаяся в Сочи встреча президентов России и Белоруссии длилась шесть часов и явно прошла в позитивном для обеих сторон ключе. На ней, прежде всего «урегулировались» те самые «рабочие шероховатости» в отношениях (прежде всего – экономических), о которых накануне начала переговоров упомянул пресс-секретарь Владимира путина Дмитрий Песков. Однако, есть страна, для которой этот «задушевный разговор», скорее всего, уже в самом ближайшем будущем будет иметь крайне неприятные последствия.
Александр Лукашенко охарактеризовал переговоры, как «не просто сложные, а тяжелые». Он сказал, что «главным вопросом, болезненным для обоих государств» (России и Белоруссии), была Украина. И речь здесь, наверняка, не столько о двойственной позиции Минска, зачастую пытающего опасно балансировать между Москвой и Киевом в политической плоскости. Скорее уж — о вполне конкретных действиях Белоруссии, в плоскости экономической, касающихся получения «навара» с разрыва украинско-российских отношений хозяйственных связей. Вот с ними, похоже, в Кремле, твердо намерены покончить.
И главный удар тут будет нанесен по одному из важнейших стратегических направлений – поставкам на Украину топлива. При желании, Россия вполне может достаточно быстро довести дело до того, что основным средством передвижения в «нэзалэжной», как два века назад, станут возы и подводы. Если только российскими нефтепродуктами Украину прекратит щедро снабжать Белоруссия…
Кичащаяся своей «независимостью» Украина, на самом деле, без импортного горючего и дня прожить не может. Чья же заслуга в том, что не пустуют топливные баки не только автомобилей рядовых граждан «нэзалэжной» и лимузинов украинских чиновников, но и танков с бронетранспортерами, на которых тамошние каратели не сегодня-завтра собираются штурмовать республики Донбасса? Практически 37.5% этого топлива поставлено из России! Около 9.7% — из Литвы, более 12.6% поступают по мелким контрактам от различных стран. Однако, крупнейшим топливным экспортером для Киева (с долей в 40.3%) остается Минск.
«Первый звонок» прозвучал еще нынешним летом, когда Россия резко «прикрутила» топливный кран для Минска. Если с начала года импорт Белоруссии нефтепродуктов из нашей страны неуклонно возрастал, приближаясь к 400 тысячам тонн в месяц, то уже в июле он «обвалился» по сравнению с «пиковым» маем более, чем на 35%. И это, как говорится – только начало. Далее Москва намерена занять еще более жесткую позицию по данному вопросу.
Сочинские переговоры с Владимиром Путиным стали для Александра Лукашенко, скорее, успешными, чем наоборот. Как по заявлениям самого белорусского лидера, так и по информации из других источников, на них удалось урегулировать ряд весьма непростых вопросов, касающихся ставших достаточно непростыми экономических отношений двух стран. Во всяком случае, в Минске твердо уверены в получении «в самое ближайшее время» очередного транша (шестого по счету) финансовой помощи от России и говорят о хороших перспективах относительно транша седьмого. Также существенным достижением можно считать, вроде бы, позитивное решение относительно упрощений условий поставок на российский рынок белорусских продуктов питания.
Однако, в «топливном вопросе» на уступки однозначно придется идти Минску. Сам Лукашенко признает, что по этому «сложному вопросу» к окончательному консенсусу они с Путиным не пришли, и будут возвращаться к нему во время следующей встречи в Душанбе. Однако, позиция России, в принципе, уже известна: поставки в Белоруссию нефтепродуктов и сырья для их изготовления будут сокращаться и дальше. Интересы жителей союзного государства никто ущемлять не собирается – все, что нужно для их внутренних потребностей, соседи получат. Но – не более.
Более того — в межгосударственное соглашение по данному вопросу, о подготовке которого говорит Лукашенко, скорее всего, будут заложены еще и дополнительные «страховочные» меры. Россия предусматривает для себя право требовать конкретного обоснования этих самых потребностей, которые, по ее требованию должны будут предоставлять белорусские власти и государственные органы. Как говорится: доверяй, но проверяй.
Понятно, что торговать топливом в ущерб собственным нуждам Минск не будет, и при таком раскладе Украине очень быстро придется забыть об очень популярных там из-за высокого качества и достаточно низкой цены белорусских бензине и дизеле. Что ж… Над «нэзалэжной» снова зазвучит: «Распрягайте, хлопцы, коней!» Если только к тому времени и лошадей с голодухи не слопают.
Путин сегодня Лента новостей России и мира. Аналитические публикации. Новостная лента о политике президента РФ Владимира Владимировича Путина.