
Обзор публикаций о России, 30 ноября — 7 декабря
Российское вмешательство в американские выборы
Бывший советник Трампа по национальной безопасности Майкл Флинн признал себя виновным в том, что солгал ФБР о своих контактах с Россией (Financial Times, 02.12). Кроме того, он заявил о готовности сотрудничать со следствием, что аналитики сочли дурным предзнаменованием для президента. Если бы показания Флинна не давали специальному прокурору Мюллеру возможности дотянуться до кого-то более значимого из ближнего круга Трампа, считает газета, то Мюллер не предложил бы бывшему советнику таких мягких условий. Хотя преступление Флинна может быть наказано сроком до пяти лет, в обмен на сотрудничество Мюллер запросил шестимесячное заключение.
В числе возможных целей расследования были названы зять Трампа Джаред Кушнер и его сын Дональд. С другой стороны, само признание Флинна ничего не говорит о непосредственных связях между Трампом и Кремлем; Флинн солгал Белому дому о своих переговорах с Кисляком точно так же, как и ФБР.
Согласно сообщениям прессы, Флинн готов заявить, что установил контакт с Россией по поручению Трампа, а также просьбе Кушнера (The Telegraph, 02.12). Эти новости вызвали падение на американском фондовом рынке и вытеснили с первых полос освещение налоговой реформы Трампа. Флинн признался в том, что попросил Кремль в лице бывшего посла Кисляка не реагировать на новые санкции, принятые после победы нового президента, а также призвал российского посла отложить голосование в Совете Безопасности ООН по вопросам Израиля.
В ходе инаугурации Трампа Флинн переписывался с бывшими деловыми коллегами, сообщив им, что нуждающийся в снятии санкций проект в сфере ядерной энергетики был «готов к запуску» (Independent, 06.12). Его партнеры считали, что Флинн готов проконтролировать отмену антироссийских санкций, что позволило бы группе российских, американских и французских фирм выстроить в Саудовской Аравии и других арабских странах 45 атомных станций.
Трамп назвал «законными» переговоры между Флинном и россиянами в течение переходного периода между администрациями, а также отметил, что данные бывшим советником показания ничего не говорят о заговоре между его избирательной командой и Кремлем (The Guardian, 02.12). Один из адвокатов президента выразил мнение, что закон Логана, который может быть применен против Флинна, и который запрещает частным лицам проводить дипломатические переговоры с иностранными государствами, неприменим к членам переходных администраций.
После того, как Трамп признался, что знал о лжи Флинна ФБР еще до его ухода с места советника, он может быть обвинен в препятствовании правосудию (The Telegraph, 02.12). На своей странице в Твиттере президент попытался приуменьшить значимость процесса над Флинном, написав, в числе прочего, что уволил его за ложь вице-президенту Пенсу и ФБР. Вкупе с призывами прекратить расследование против Флинна, с которыми Трамп обращался к Джеймсу Коми, бывшему на тот момент директором ФБР, это может послужить почвой для обвинений уже против самого Трампа.
Financial Times (06.12) написала о «нездоровой одержимости» Россией среди либеральных американцев, возлагающих на Путина ответственность за проблемы, с которыми столкнулись западные демократии. По мнению автора статьи, это приводит к тому, что, возлагая ответственность за свое поражение на Трампа, демократы не учится на собственных ошибках, к примеру, отказе Клинтон от проведения кампании в некоторых штатах, победа в которых считалась гарантированной.
Кроме того, риторика демократов явно лицемерна: в ходе обвинений, выдвинутых Джеймсом Коми против Клинтон, они всячески осуждали ФБР, тогда как теперь на все лады восхваляют разведку в ее столкновении с Трампом. Наконец, приписывание Путину такого влияния на внутренние политические процессы США укрепляет его позиции в России.
Запрет на участие России в Олимпиаде
В другой статье того же издания (Financial Times, 06.12) журналист назвал запрет на участие России в Олимпиаде 2018 в Пхенчхане прискорбным, но необходимым шагом. В ходе Олимпийских игр в Сочи власти участвовали в подмене образов российских спортсменов, дабы скрыть употребление ими допинга, а ФСБ оказало поддержку мошенникам, сумев незаметно вскрыть емкости с образцами. Сообщивший об этом Григорий Родченков, ранее возглавлявший Московскую антидопинговую лабораторию, был обвинен Россией в предательстве и лжи.
Теперь же его слова были подтверждены Международным олимпийским комитетом, который назвал Родченкова «правдивым свидетелем». Многие россияне все еще считают произошедшее результатом иностранного заговора, а не последовательных нарушений со стороны их собственных властей, из-за чего запрет играет на руку Путину с его антизападной риторикой, считает автор статьи. Однако покуда Кремль продолжает играть не по правилам, у Запада нет выбора, кроме как наказывать его противозаконные действия.
Запрет на участие России в зимних Олимпийских играх вызвал возмущение среди российских чиновников и политиков, сравнивших его с «войной» и «геноцидом» (The Guardian, 06.12). Тем не менее Путин отказался от бойкота игр, допустив участие в них российских спортсменов. Тем из них, кто сможет доказать, что не участвовал в допинговой программе, будет позволено выступать под нейтральным флагом.
Журналист The Guardian (06.12) назвал «очевидной» коррумпированность российского антидопингового агентства, однако отметил и коррумпированность Международного олимпийского комитета, который годами смотрел сквозь пальцы на допинг среди спортсменов, как российских, так и прочих, пока не оказался вынужден признать происходящее в ответ на утечки информации.
Российские выборы 2018
Путин объявил о своем намерении баллотироваться в президенты в 2018 году, тем самым приблизившись к тому, чтобы стать самым долговечным главой России со времен Иосифа Сталина (Financial Times, 06.12). Как считает газета, реальных конкурентов у него нет, а явка на выборах ожидается низкая: из опрошенных «Левада-центром» лишь 58% сообщили о намерении голосовать (и 67% из них поддержали Путина). То, как долго Путин откладывал объявление о своем участии в выборах, породило спекуляции относительно его дальнейших планов, однако теперь его новый срок сделался очевидным.
В отличие от Путина, Алексей Навальный вел избирательную кампанию на протяжении последних нескольких месяцев, хотя приговор за мошенничество не допускает его кандидатуры. Навальный считает свой приговор политически мотивированным и добивается его отмены.
The Guardian (07.12) написала о сторонниках Навального, готовых «рискнуть всем» в противостоянии с Владимиром Путиным. Их родственники подвергаются давлению сверху, оказываясь уволенными с работы и исключенными из университетов, а против них самих ведется травля. В отличие от других оппозиционеров, Навальный сумел добиться поддержки со стороны других слоев населения, помимо интеллигенции: благодаря своим расследованиям коррупции, он привлек молодежь, проведшую большую часть жизни под властью Путина. В свою очередь молодежь изменяет взгляды своих родителей, знакомя их с расследованиями Навального.