Вот и еще одну страну укусила Украина — власти Испании заговорили о силовом варианте решения вопроса «Каталонского Донбасса», как его уже назвала украинская пресса, а местные СМИ на полном серьезе пишут о «вмешательстве России».
На фоне воинственных заявлений Мадрида участие населения в политической жизни региона в Барселоне только усиливается, как и в Донецке — после выступлений активистов, против которых были применены карательные меры, на улицы вышли рабочие, за ними приехали крестьяне на тракторах, а на выходных стало известно, что испанские власти срочно меняют местного начальника полиции. Так как местные массовые выступления народа не были сертифицированы Госдепом и Соросом, то референдум был объявлен незаконным, а все его участники — агентами Путина. Между тем, в сети появляются ролики с составами бронетехники, активистов Каталонии сажают в тюрьмы, изымаются бюллетени участников референдума, который должен пройти уже 1 октября и неясным остается — пойдет ли Испания на собственное АТО и как там будут искать «Российскую агрессию».
Как сообщает ВВС, в воскресенье власти Испании назначили нового начальника местной полиции Каталонии с целью недопущения референдума о независимости, поставив на место местного человека из Мадрида — полковника гражданской гвардии Диего Переса де лос Кобоса. Однако власти Каталонии отказались принимать постановление, посчитав, что это является вмешательством в дела местной полиции. Между тем в регион стягивают тысячи полицейских для недопущения референдума о независимости, назначенного на 1 октября. В сети появились даже ролики, где показано прибытие бронетехники. Хотя руководство страны и отрицает факты отправки армии в бурлящую область.
С другой стороны, в город тоже шла техника — полиция остановила колонну из 20 тракторов, которые ехали в Барселону в поддержку протестов.
В самом городе за референдум на улицы вышли сотни тысяч человек.
И вот это действительно очень похоже на Донецк, образца 2014 года, когда люди тоже просили мирного выражения волеизъявления путем референдума.
Даже действия испанской власти в отношении каталонцев напоминают действия Киева до начала войны.
Каталония, а точней королевство Арагон, де-факто исчезла в 1516 году, когда король Арагона и королева Кастилии вступили в брак и объединили свои земли, хотя и остававшиеся формально независимыми, а де-юре — с начала XVIII века, когда испанцы подавили мятеж жнецов. После чего до 1931 года этот регион входил в состав Испании на общих с остальными правами и только в 1932 году он получил автономный статус и было сформировано региональное правительство — женералитат. Однако, просуществовала автономия недолго — в 1936 году к власти пришли фашисты во главе с Франко и упразднили республику, запретив официальное использование местного языка. Каталонцы оказались народом упертым, став одними из центров сопротивления фашистам во время последовавшей гражданской войны. Именно через Барселону ехали сражаться с нацистами бойцы Интербригад как с Запада, так и из Советского Союза, в которых сражались великие писатели Хемингуэй и Оруэлл. В итоге, Барселона пала одной из последних в 1939 году. После захвата Каталонии фашистами, там прошли массовые чистки всех сторонников автономии и тема затихла до смерти Франко в 1975 году. В 1979 году Каталония получила статус автономии в упрощённом порядке, так как уже обладала им в годы Второй республики, был восстановлен женералитат, хотя и в сильно урезанном виде.
Нынешняя история протестов берет начало в 2006 году, когда уже слышалось дуновение экономического кризиса 2008-2013 годов, от которого Испания пострадала наравне с Португалией и Грецией наиболее сильно. Тогда избранные каталонцами политики попытались принять новый устав автономии, но его отменил Конституционный суд Испании. Это привело к многочисленным акциям протеста, а также к идее референдума, которая стабильно поднимается каждый год. Демонстрация протеста с требованием независимости Каталонии от Испании прошла в Барселоне 11 сентября 2012 года, в ходе празднования Национального дня Каталонии. Протестующие требовали отделения Каталонии от Испании под лозунгом «Каталония — новое государство Европы». По данным полиции Барселоны, в акции приняли участие около 1,5 миллионов человек, организаторы называют цифру 2 миллиона. В итоге, полиции тогда удалось не допустить референдум — дождавшись, когда основная часть людей устанет митинговать, 29 сентября они очень «демократично» разогнали и арестовали оставшихся сторонников.
В 2013 году после отказа правительства в проведении референдума, каталонцы в знак протеста сформировали «живую цепь» протяженностью 400 километров. Далее были полумиллионные протесты в 2014 году.
27 июля 2016 года стало известно об утверждении плана выхода Каталонии из состава Испании. Согласно документу, в течение 18 месяцев будут сформированы госструктуры и разработана собственная конституция региона. А 9 ноября прошлого года каталонцы даже заявили о проведении референдума о независимости. И вот, время подошло. Испанские власти арестовали лидеров каталонцев и стянули силовиков. Министр иностранных дел Испании Альфонсо Дастис в интервью «Блумбергу» сообщил что: «Не следует путать референдум и демократию. Референдумы — излюбленное оружие диктаторов. Генерал Франко перед тем, как государство вернулось к демократии, провел целых два референдума. Сепаратисты, призывающие к отделению от Испании, повторяют тактику нацистов». Евроньюс сообщает, что председатель Европарламента Антонио Таяни заявил: «Любое действие против конституции государства-члена — это действие против правовых основ Европейского союза». Иными словами, разрешенный в Вашингтоне референдум в Великобритании — это верх демократии, а референдум в Каталонии и Крыму —преступление, не потому что там демократии меньше, а потому что это не нравится элите.
Каталонцы же продолжают выходить на улицы с лозунгами «Мы будем голосовать» и «Улицы — наши» они призвали отпустить политиков и позволить референдуму за независимость состояться. Скорей всего, референдум им провести не дадут, что выйдет самой Испании боком — долгое прессование политически мотивированного большинства неминуемо вызывает радикализацию его части. За примерами далеко ходить не нужно — вспомним, как за считанные месяцы митингующие шахтеры, лидер которых — Губарев тоже был арестован, превратились в ополченцев, которые взялись за автоматы. И если тогда, весной 2014-го, еще был шанс сохранить Украину, просто начав переговоры с людьми, то сегодня какие бы планы Порошенко не строил, а жить вместе они не будут — три года войны, обстрелов и десять тысяч жизней не забыть. Вот тут становится понятно, зачем испанским властям нужен «Путин» — если мирно угомонить Барселону не смогут, то нужен довольно веский повод для расстрелов из танков — «российская агрессия» тут замечательно подходит. Нам же из этой истории просто стоит запомнить, чего стоят «права человека в развитой Европе» и прочая их пропаганда, если они хоть как-то пересекаются с интересами элиты.