Президент США Дональд Трамп не должен был встречаться с Владимиром Путиным один на один, пишет в Politico замдиректора по научной работе Центра новой американской безопасности Лорен Дейонг Шульман.
«Два основных правила внешней политики: не ввязывайся в сухопутную войну в Азии и никогда не проводи встречи тет-а-тет со своим противником, не подготовившись должным образом», — пишет она.
Автор подразумевает описанную в СМИ вторую встречу Трампа и Путина на саммите G20 в Гамбурге. В частности, как писал Reuters со ссылкой на чиновника Белого дома, американский президент, уже переговоривший со своим российским коллегой, подошел к Путину в конце ужина с другими лидерами G20 и переговорил с ним неформально.
При этом чиновник отметил, что это был короткий разговор, а не полноценная встреча, и скрыть его Белый дом не пытался.
NY Times, между тем, пишет, что разговор длился час, причем Трамп был без переводчика.
Разумеется, президенты могут встречаться в таком формате, пишет Шульман. Однако Трампу, новичку на международной арене, следовало бы хорошо подумать, прежде чем неподготовленным вступать в переговоры «с таким хитрым соперником», как Путин, считает она.
По ее словам, двусторонние переговоры, в том числе их темы и отклонения от них, всегда очень тщательно планируются, при этом в подготовке участвует огромное количество людей. Списки тех, кто будет присутствовать на встрече, тоже тщательно анализируются. И самая важная задача таких людей — документировать то, что обсуждается в ходе переговоров.
Встреча, на которой нет стенографистов, дает возможность более хитрому из двух собеседников выбирать ту интерпретацию, которая в большей степени соответствует его интересам, уверяет Шульман.
Она подчеркивает, что импровизации на серьезных переговорах случаются, но только если их участник достаточно опытен — в этом случае «незапланированные моменты помогают ломать барьеры».
Однако для Трампа экспромт был опасен, считает Шульман, и вот почему: может быть, американский президент и считает себя мастером по заключению сделок, но на деле его неопытность в международных переговорах не подлежит сомнению. Дипломатический опыт Путина, напротив, исчисляется многими годами.
«У Трампа есть, скажем так, проблемы с памятью, когда дело касается его заявлений и обязательств, Путин же известен невероятной памятью и удивительной способностью обращать внимание на детали», — отмечает Шульман.
То, что президент США не задействовал в переговорах своего советника по вопросам национальной безопасности Герберта Макмастера или главу Госдепартамента Рекса Тиллерсона, является публичным ударом и по их репутации тоже. А то, что Трамп, не имея стенограммы беседы, отказывается предоставить свою интерпретацию встречи с Путиным, «отнекивается и отмахивается», выставляет его глупцом, подводит итог автор статьи.