Несмотря на действительно теплую атмосферу переговоров (восток всегда высоко ценит жесты, и возложение венка к Вечному Огню президентом Ирана – жест более чем выразительный), не было никаких взаимных клятв и поцелуев. А сами переговоры с иранским коллегой Хасаном Роухани Владимир Путин охарактеризовал прежде всего не как, допустим, «дружественные», а как «обстоятельные и результативные».
И это на сегодняшний момент времени важнее всего: Россию и Иран сближают не абстрактные возвышенные ценности, а вполне конкретные географические, стратегические, военно-политические и экономические интересы.
И, пожалуй, главный, — обеим странам важна прежде всего стабильность в регионе.
Вот и подписывается по итогам встречи совместное заявление, содержание которого свидетельствует о совпадении позиций Москвы и Тегерана по ключевым проблемам международной повестки дня.
И уже только «вишенкой на торте» — шестнадцать совместных документов по сотрудничеству в различных сферах, в том числе по линии Газпрома и РЖД.
На них, безусловно, имеет смысл обратить отдельное внимание. Особое внимание, что вполне естественно, Путин и Роухани уделили именно сотрудничеству Москвы и Тегерана в сфере атомной энергетики. «Построенный «Росатомом» первый блок АЭС «Бушер» вышел на проектную мощность, стабильно функционирует и вырабатывает электроэнергию для иранской экономики. Ведется согласование документов для сооружения второго и третьего энергоблоков станции», — сообщил российский лидер по итогам переговоров.
Просто очевидная деталь: находящийся сейчас в предбанкротном состоянии «Westinghouse» очевидно не способен к реальной конкуренции не только с «Росатомом», но и китайскими ядерщиками.
Но это – действительно только детали.
Интересней пакет так называемых «региональных проектов».
Так, в частности, стороны подписали также предварительный меморандум о стратегическом сотрудничестве по электрификации железных дорог между РЖД и «Железными дорогами Исламской Республики Иран», а также более, чем конкретный контракт на электрификацию железнодорожного участка Гармсар — Инче Бурун и поставку российского оборудования и локомотивов.
Еще интереснее выглядит меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в газовой сфере между «Газпромом» и Национальной иранской нефтяной компанией и соглашение о конфиденциальности между ними. А также меморандум о взаимопонимании между Акционерным обществом «Росгеология» и Национальной иранской нефтяной компанией, меморандум о взаимопонимании между министерствами энергетики двух стран о сотрудничестве в области торговли электрической энергии.
Здесь интересно – все.
И следование декларируемого Российской Федерацией принципа «энергетической сврхдержавы», который Иран очевидно принимает и в который готов на региональном уровне «встраиваться». И, в первую очередь, экономический фундамент, на котором, судя по всему, будет базироваться взаимодействия двух наиболее серьезных региональных игроков. А вот это уже – очень и очень серьезно, и мир теперь с этим будет вынужден считаться.
Дмитрий Лекух
https://www.nalin.ru