Россия и США: «крючок» санкций и реальные проблемы

Здание Белого дома в Вашингтоне, США. Архив © AP Photo/ Pablo Martinez Monsivais

Санкции, введенные в связи с воссоединением Крыма с Россией, сказал нам пресс-секретарь Белого дома, никто в США отменять не планирует. Его «уточнение», что эти ограничения могут быть сняты после возвращения полуострова в состав Украины, — не более чем пустые слова. Понятно же, что никогда Крым в состав Украины не вернется. Значит, остается два варианта: либо для отмены этих санкций сама Украина должна прекратить существование, либо в Белом доме и на Капитолийском холме должны исходить из того, что действительно продуктивного сотрудничества России и США по важным для обеих стран международным проблемам не получится.

«Почему не получится?— скажет сторонник так называемого «восстановления отношений» с Западом. — Вопрос в политической воле руководства страны». Не получится потому, что в современной России любой руководитель (и даже пользующийся широкой поддержкой избирателей Владимир Путин) не волен действовать волюнтаристски, не может игнорировать уже набравшие силу настроения в пользу восстановления внешнеполитической самостоятельности и международного авторитета нашей страны. Тем более что эти настроения по понятным причинам сформировались и продолжают укрепляться именно на антиамериканской, антизападной основе.

О позиции Белого дома относительно остальных ограничений, то есть тех, что были введены в связи с конфликтом в Донбассе, пресс-секретарь Белого дома умолчал. Но чтобы ни у кого на этот счет не было сомнений и соблазнов, американские законодатели грозятся принять закон о необходимости одобрения снятия антироссийских санкций конгрессом. Другими словами, президент США Дональд Трамп, даже если захочет, не сможет отменить их единолично.

Сегодня у США в их внешнеполитической повестке дня много проблем. В значительной их части взаимодействие с Россией позволило бы решать эти проблемы более эффективно и с меньшими издержками. Хочет ли этого Дональд Трамп? Давайте пока исходить из того, что хочет.

Хочет ли этого американская элита в целом? Здесь, думаю, однозначного ответа быть не может. Есть в ней немало последовательных сторонников продолжения линии на обеспечение глобального лидерства Америки за счет повышения международной напряженности и распространения хаоса. Есть те, кто видит необходимость отхода от этой стратегии, но в силу инерции трансформация их идей в реальный отказ от утрированно деструктивного и особенно антироссийского наследия предыдущей администрации будет делом небыстрым и непростым.

В этих обстоятельствах, как мне видится, Трамп и его команда решили пойти по пути превращения вопроса об отмене санкций в некий удобный им самим «крючок» — инструмент обеспечения нашей заинтересованной поддержки американских подходов в приоритетных для них международных делах. Это логичное решение, тем более что своей работой с американской темой мы в последние месяцы продемонстрировали явно завышенную «трампоцентричность».

Думаю, в Вашингтоне решили, что другой заботы, как только восстановить нормальные отношения с США, у России сегодня нет. А они есть. Более того, не забыли мы, выстраивая российско-американскую повестку дня, и следующий известный факт: еще в годы правления администрации Гарри Трумэна, то есть в 1940-е, американской политической элитой была выработано общее понимание, что со стратегическими интересами Америки несовместимо не только существование СССР, но и любого другого сильного государства на его территории. Никто эту установку не отменял и, судя по всему, отменять не собирается.

Что, как мне думается, было бы полезно предпринять в складывающихся обстоятельствах? Первой и самое простое: снизить интерес к американской тематике в российских СМИ. Параллельно усилить внимание к вопросам политического и другого сотрудничества с Китаем, Ираном, Кубой, ближневосточными государствами, странами Латинской Америки и вообще всеми странами и силами, несогласными с навязываемой американцами схемой мироустройства. Я уже не говорю о наших ближайших соседях — это само собой разумеется. Дать всем этим шагам усиленное информационное сопровождение.

Политическая логика наших действий на этих и других (Украина, Донбасс, Западная Европа, Прибалтика) направлениях должна быть такой: Россия не собирается прогибаться, чтобы убедить вас снять санкции, но если вы хотите сотрудничества — вы знаете, с чего надо начать.

Будем помнить, что санкции всегда — оружие обоюдоострое. На слабого они способны повлиять, сильного делают еще сильнее. Сама же объявившая санкции сторона, особенно когда санкции встречают противодействие, становится их заложником.

Весьма полезным, на мой взгляд, жестом было бы напоминание, что за администрацией Трампа остается долг за проявленную президентом России Владимиром Путиным сдержанность в ответ на устроенную Бараком Обамой провокацию с предновогодней высылкой из США большой группы сотрудников российских диппредставительств. Напомнить просто: предупредить о возможности выдворения, для начала, двух-трех работающих под крышей их посольства и генеральных консульств «спецслужбистов».

Если мы верим, что Трамп действительно хочет хороших отношений с Россией и ради этого готов отказаться от деструктивного наследия своего предшественника, надо дать ему аргументы для работы с конгрессом в пользу отмены санкций. И это должны быть реальные аргументы: не аргументы благого дружелюбия, а аргументы вынужденности и прагматизма.

И нет ничего страшного в том, чтобы этот прагматизм формировался на фоне потенциального нового обострения и провоцируемых им неудобств для США.

Если же заявленные Трампом новые подходы к международной повестке дня, в том числе и к отношениям с Россией, — это только слова, то тогда дружелюбие тем более неуместно.

Михаил Демурин
РИА Новости

Оставить комментарий