
«Tencent», Китай: Россия вытесняет Соединенные Штаты с продуктовых рынков Китая
Россия отправила в Китай первую партию ржаной муки после отказа Пекина от покупки американской сои, пишет Tencent. Это свидетельствует о том, что Москва начала вытеснять Вашингтон с продовольственного рынка Поднебесной, меняя тем самым не только глобальные цепочки поставок, но и структуру власти в мире.
Автор Tencent: Ши Цзянъюэ (石江月)
14 октября фермеры, выращивающие сою на Среднем Западе США, стояли на золотистых полях, с тревогой смотря на горы урожая. В то же время на Дальнем Востоке России грузовики с ржаной мукой медленно двигались в сторону Китая. Два разных события говорят об одном — продовольственная стратегия КНР меняется.
Между тем президент США Дональд Трамп обрушился в социальных сетях с критикой на Китай, который «намеренно не покупает американскую сою». Он обвинил Пекин во «враждебных экономических действиях» и даже пригрозил ответными мерами, включая запрет на импорт китайского растительного масла. «Мы можем производить собственное растительное масло, и нам не нужно импортировать его из КНР», — заявил он. По мнению Трампа, из-за Пекина американские фермеры терпят серьезные убытки.
Но фермером нужно не масло, а заказы из КНР на сою. В конце концов, Китай не является крупнейшим поставщиком масел в Штаты. США в основном закупают его в Канаде, Аргентине и других американских странах.
В то же время судна с зерном из Бразилии, Аргентины и Уругвая прибывают одно за другим. Логика рынка всегда честнее заявлений американских политиков.
Причина, по которой Китай в этом раунде противостояния твердо стоит на ногах, заключается в том, что он подготовился заранее. За последние несколько лет КНР сделала три вещи касательно импорта зерна. Во-первых, диверсифицировала поставки. Теперь Бразилия уже на протяжении многих лет является поставщиком соевых бобов номер один, занимая 71% в экспорте сои в Китай. Кроме того, есть еще 11 стран, которые дополнительно импортируют сою, и Пекин теперь, имея стратегическую инициативу, твердо уверен в продовольственной безопасности страны.
Во-вторых, произошла оптимизация цепочки поставок. Структура импорта изменилась — в прошлом закупки сои в основном осуществлялись несколькими крупными государственными предприятиями, а сейчас это делают множество компаний, которые работают с поставщиками в Южной Америке, Черном море и Юго-Восточная Азии.
В-третьих, с целью минимизации рисков стратегия продовольственной безопасности приоритезирует не «вопрос цены», а вопрос национальной безопасности. Продовольственная, национальная безопасность, социальная стабильность и экономическое развитие тесно взаимосвязаны.
Поэтому, пока Трамп еще пытается выложить на стол какие-то козыри, Китай уже успел перекроить свою «продовольственную карту». Сегодня китайская сторона не является пассивным покупателем.
В тот же день, когда Трамп рычал на Китай, была опубликована, на первый взгляд, невзрачная новость — первая партия российской ржаной муки массой четыре тонны была отправлена в Китай с Дальнего Востока. Конечно, четыре тонны, это капля в общем объеме китайско-российской торговли. Но дело не в тоннаже, а в том, какой это содержит сигнал.
В мае КНР и Россия подписали необходимые протоколы для экспорта ржаной муки в Китай. Российская сторона отметила, что китайский рынок обладает большим потенциалом и станет важным направлением экспорта российской зерновой продукции. Это означает, что в будущем КНР может занять большую долю в структуре экспорта российского зерна. Для Пекина открытие этого канала является не только новым источником продовольствия, но и новой альтернативой.
В контексте изменения структуры глобальной цепочки поставок такой «небольшой шажок» на самом деле является важным стратегическим ходом. Китайский зерновой маршрут приобретает большие объемы и устойчивость, охватывая маршруты поставок от Южной Америки до Дальнего Востока России.
Соединенные Штаты хотят использовать растительное масло в качестве политического «козыря», но Китай использует ржаную муку, южноамериканские суда с зерном и диверсификацию торговли, чтобы лишить силы этот «козырь».
Трамп пытается вести торговую войну в старом стиле, но в этот раз его противник не хочет встречаться с ним на поле боя. В тот день, когда Китай приостановил закупки американской сои, а российская ржаная мука направилась в Китай, прежняя торговая зависимость КНР перестала существовать, и начала формироваться новая глобальная структура поставок продовольствия.
Если раньше КНР была покупателем, а Штаты — продавцом, то сегодня Китай имеет рыночное преимущество и занимает активную позицию, в то время как США находятся «в режиме ожидания». Пока Трамп бушевал социальных сетях, Пекин «шагнул» на мировой продовольственный рынок. Застрявшая в портах соя и поставки российской пшеницы меняют не только продовольственные потоки, но и структуру власти в мире.
Путин сегодня Лента новостей России и мира. Аналитические публикации. Новостная лента о политике президента РФ Владимира Владимировича Путина.