«The Spectator», Великобритания. Чем диалог Трампа и Путина так опасен для Украины?

«The Spectator», Великобритания: Трамп не намерен и дальше поддерживать Украину

Во время телефонного разговора Путин и Трамп обсудили пути урегулирования украинского конфликта, сообщает The Spectator. Американский лидер фактически признал, что дальнейшая эскалация бесперспективна, а украинской стороне придется учитывать российские условия для достижения перемирия.

Оуэн Маттьюз

“Послушайте, вы это серьезно? Вы всерьез об этом говорите?” — по словам вице-президента США Джей Ди Вэнса, именно этот вопрос стал квинтэссенцией вчерашнего телефонного разговора между его боссом Дональдом Трампом и Владимиром Путиным. Вообще-то Вэнс имел в виду сомнения в искренности стремления Путина к миру. Но если поставить вопрос иначе, будет гораздо более показательнее. Всерьез ли Путин настроен на победу в конфликте? Безусловно. Всерьез ли он намерен сражаться, пока не достигнет своей цели — окончательного подчинения Украины? Тоже определенно да.

Можно задать этот вопрос другому адресату и спросить: всерьез ли Трамп настроен надавить на Россию, чтобы заставить ее прекратить боевые действия? И ответ на него, к величайшему сожалению украинцев, судя по всему, окажется строго отрицательным.

Самый очевидный признак того, что двухчасовой телефонный разговор не сулит Киеву ничего хорошего, — это что сам Путин, согласно стенограмме, заявил, что “мы в целом на правильном пути”. Кремль назвал разговор “очень содержательным” и “весьма полезным”, но добавил, Россия и Украина должны договориться о компромиссах, “которые устроили бы все стороны”. А если что-то радует Путина, это почти наверняка дурные вести для Украины и ее надежд сохранить по окончании конфликта политическую независимость.

Дональд Трамп также заявил, что доволен беседой. “Я считаю, что переговоры прошли очень хорошо, — написал президент в социальных сетях. — Россия и Украина немедленно начнут переговоры о прекращении огня и, что еще важнее, о мирном урегулировании… Тон и дух беседы были отличными”. Но есть один нюанс, который наверняка встревожит Киев. Трамп заявил, что условия должны обсуждаться строго “между двумя сторонами”, потому что они “знают подробности, которые кроме них не знает никто”.

Трамп сформулировал свое заявление как оптимистичный призыв к началу мирных переговоров и перечислил европейских лидеров, которых он “проинформировал” о беседе с Путиным, даже включив в этот список нового Папу Льва XIV. Однако слова Трампа о том, что он готов передать судьбу дальнейших переговоров Москве и Киеву, многие украинцы наверняка истрактуют так, что США больше не намерены деятельно в них участвовать — не говоря уже о том, чтобы всерьез давить на Путина, принуждая его к компромиссу.

Становится все очевиднее, что Путин хочет не столько земель (хотя и поклялся выйти на границы четырех областей, которые покамест контролирует лишь частично), сколько политической власти над стратегическим будущим Украины. Именно таков истинный смысл требования Кремля “устранить коренные причины конфликта”, если его расшифровать. И как явственно дал понять верховный переговорщик Путина в Стамбуле, на практике это означает две цели.

Первая из них — “демилитаризация”, то есть ограничение численности ВСУ и запрет размещение на Украине иностранных войск. Вторая — “денацификация”, что означает гарантии прав русскоязычных и отмену “десоветизации” географических названий и памяти о Второй мировой войне.

Или, как сам Путин заявил в длинном фильме, снятом к 80-летию Дня Победы на прошлой неделе, цель специальной военной операции — “устранить первопричины этого кризиса”, “обеспечить безопасность российского государства” и “защитить интересы нашего народа” — как на уже занятых территориях, так и внутри Украины.

Самое пугающее — это слова Путина о том, что у России “достаточно сил и ресурсов, чтобы довести начатое в 1922 году до логического завершения” (автор ошибся веком: в действительности президент говорил о 2022 годе — прим. ИноСМИ). Это отсылка к начертанным Владимиром Лениным рубежам Советской Украины, которые остаются международными границами ее современной преемницы и поныне.

Переход Путина от территориальных требований к требованиям политическим делает диалог Трампа и Путина еще опаснее для Владимира Зеленского. Киев опасается, что Трамп купится на состряпанные вместе с Москвой мирные планы и попытается навязать их Украине, чтобы продавить свое соглашение любой ценой. В самом деле: администрация Трампа ясно дала понять, что стремится завершить переговоры как можно быстрее.

“Между Россией и Западом существует глубокое недоверие, — заявил Вэнс журналистам перед телефонным разговором Трампа и Путина. — Это одна из вещей, которую президент считает откровенной глупостью, и мы должны преодолеть ошибки прошлого, но ведь для танго нужны двое. Я знаю, что президент к этому готов, но если Россия не готова, то нам в итоге придется взять и сказать: “Это не наша война”.

Самоустранение Вашингтона — исход, который вполне бы устроил Путина, особенно после того, как он убедился, что другие союзники Украины, европейцы, по сути своей, легкомысленны и глубоко безответственны. Это впечатление лишь усугубилось недавней вереницей пустых обещаний ужесточить санкции в тщетной попытке заставить Кремль заключить перемирие.

Более того, Путин убежден не только в том, что новые санкции — пустая угроза, но и в том, что боевые действия на местах складываются в его пользу. Украинский депутат Георгий Мазурашу из партии Зеленского “Слуга народа” вчера предупредил, что угроза военного краха и острый недобор серьезно подрывают боеспособность Украины. “Мы понимаем, что кадров для армии критически не хватает, — заявил Георгий Мазурашу украинским СМИ. — Можно, конечно, спрятать голову в песок и делать вид дальше, что все хорошо… но надежда ради надежды не даст никакого эффекта”. (автор несколько смягчил нелестные для ВСУ слова депутата: “Мы понимаем, что это расчет на каких-то дебилов, которые это не понимают” — прим. ИноСМИ)

В то же время, по некоторым признакам, Путин наращивает силы в Донбассе, всерьез готовясь к летнему наступлению. Так что даже если призыв Трампа “начать процесс” сбудется и переговорщики Кремля начнут систематические переговоры с украинскими коллегами, работа в украинском урегулировании предстоит “кропотливая и длительная”, как выразился пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков. Но если США решат самоустраниться и удовольствуются ролью стороннего наблюдателя, все это время Путин будет бомбить украинские города и прорываться вперед в Донбассе.

https://inosmi.ru

Оставить комментарий