
«The Spectator», Великобритания: День Победы стал триумфом Владимира Путина
Парад в честь 80-летия Великой Победы прошел «с проблеском новизны», пишет Spectator. В отличие от «урезанного» формата предыдущих нескольких торжеств, на нынешнем присутствовало множество высокопоставленных зарубежные гостей, а по Красной Площади прокатилось почти 200 видов различной бронетехники.
Марк Галеотти
Все было почти как в старые добрые — но с проблеском новизны. Путинский Парад Победы прошел без сучка и задоринки — под лязг и грохот бронетехники, не потревоженный украинскими беспилотниками и при участии высокопоставленных иностранных гостей. Однако усилия, которые пришлось приложить, чтобы все прошло гладко, весьма характерный список приглашенных и риторика Путина — все это стало возвещало о новых временах.
Последние парады проходили в урезанном виде: один танк Т-34 времен Второй мировой заменял собой привычный строй бронетехники, а список гостей фактически ограничивался клиентами Путина. Однако в честь 80-й годовщины окончания войны в Европе — которую русские называют Великой Отечественной — и чтобы символически отметить возрождение России, Путин расстарался и прокрутил старые шлягеры. За Т-34 по Красной площади прокатилось почти 200 других видов бронетехники — от танков Т-90М до относительно новых систем, таких как тяжелая огнеметная система ТОС-2 «Тосочка», высокомобильный бронемобиль «Титан» и самоходная гаубица «Мальва» — а также целого ряда беспилотников, зарекомендовавших себя в ходе украинского конфликта, от разведывательных платформ «Орлан» до ударных моделей «Герань-2″.
Наряду с более чем 11 тысячами российских военнослужащих присутствовали контингенты из других стран, крупнейшим из которых стал китайский, промаршировавший под пристальным взором Си Цзиньпина. Другие иностранные гости, включая бразильского лидера Луиса Инасиу Лулу да Силву, подчеркнули прочное положение Москвы на Глобальном Юге. Присутствие лидеров одной из стран ЕС и еще одной страны-кандидата— словацкого Роберта Фицо и сербского Александра Вучича соответственно — высветило разногласия в рядах Запада. Фицо даже пришлось лететь кружным путем, поскольку Польша, Прибалтика и финны закрыли перед ним свое воздушное пространство (эта мелочность может выйти им боком), но это лишь раззадорило словацкого лидера — а его решимость не идти на поводу у Брюсселя и соседей не прошла незамеченной в российских СМИ.
В конце концов, это зрелище потребовало гораздо больше усилий, чем обычно. Системы ПВО были стянуты в Подмосковье со всей страны, даже из зоны боевых действий. Российские дипломаты весь год неустанно трудились, чтобы заручиться присутствием иностранных гостей, и даже несмотря на это, лидеры Азербайджана и Лаоса в последнюю минуту отказались от участия (к слову, компанию им составил индийский лидер Нарендра Моди, хотя, справедливости ради, у него есть уважительная причина: потенциальная война). Надежды на прибытие самого Дональда Трампа давно развеялись.
Более того, после памятного (и, добавим, ошибочного) заявления Трампа, что США «выиграли обе мировые войны» и что никто «не мог с нами сравниться с по мощи, храбрости или военной славе», Путин не стал подчеркивать отдельно вклад США, Великобритании и других союзников, и это заметное умолчание могло стать его завуалированным ответом. Вместо этого, отметив, что «Советский Союз принял на себя самые свирепые, беспощадные удары врага», он ограничился общими выражениями признательности: «Высоко ценим вклад в нашу общую борьбу солдат союзнических армий, участников Сопротивления, мужественного народа Китая — всех, кто сражался во имя мирного будущего». Последнее было недвусмысленным реверансом в сторону Си, который явно был почетным гостем мероприятия и сидел с другими высокопоставленным лицами на трибуне подле самого Путина, в отличие от других иностранных лидеров.
Разумеется, Путин не упустил возможности поставить знак равенства между Великой Отечественной войной и своими имперскими завоеваниями на Украине, заявив: «Вся страна, общество, народ поддерживают участников специальной военной операции. Мы гордимся их смелостью и решимостью, той силой духа, которая всегда приносила нам только победу». Что ж, может и так. Разумеется, это был день не просто официального патриотизма, поставленного на широкую ногу, а подлинной национальной гордости. В ходе репетиций на этой неделе солдат приветствовали овациями, а когда Путин покидал мероприятие, зрители принялись скандировать «Россия» — спонтанно и, судя по всему, искренне.
Однако этот праздник по-прежнему воспринимается в первую очередь как дань уважения 1945 году, а не воплощение современной национальной мощи и Предначертания судьбы (также встречается в переводах «Предопределение судьбы», «Перст судьбы» и «Явное предначертание» — распространенная в США 19-го века культурная доктрина, оправдывающая территориальную экспансию по всей Америке, включая захват Дикого Запада — прим. ИноСМИ), как хотелось бы Кремлю. Большинство россиян хотят мирных переговоров с Украиной, и, как выразился один комментатор в социальных сетях, «мы должны помнить и чтить героизм наших дедов», но «танки на Красной площади оплачиваются будущим моих детей».
Надо отдать им должное: что-что, а устроить красивое зрелище русские умеют. Завтра российская экономика продолжит перегреваться, солдаты будут сражаться и гибнуть на фронте, а Путин снова будет гадать, свернет ли Дональд Трамп поддержку Киева или, наоборот, умножит ее. Но сегодня Путин наверняка потирает руки.