Почему курс рубля падает

В последние дни рубль изрядно штормит. Я что-то фиг знает, почему так происходит, поэтому снова обратилась к Кримсону. Вы уж простите, что я его так много цитирую, но я не экономист, а разобраться как-то хочется, поэтому приходится ссылаться на тех, кто в этом получше меня разбирается. И знаете, я лучше буду ссылаться на «отечественного производителя», а не всякого рода врагов. Так что погнали!

Вообще, как говорят эксперты, к ситуации падения рубля пора бы уже привыкнуть. Казалось бы, еще недавно доллар был по 6 рублей, затем по 30 — и так далее. Поэтому нетрудно догадаться, что рубль продолжит падать, а потом опять немного откатываться назад и снова падать.

Но почему так происходит? Если вкратце, то это важно для наполнения бюджета, социалки и импортозамещения. К примеру, если в этом году доллар будет равен 100 рублям, а в следующем — 110, то бюджет только выиграет, так как получит на 10% больше доходов от продажи нефти.

В плюсе будут и промышленные товары, у которых есть импортные аналоги. Например, автомобиль, созданный ВАЗ, в этом случае подорожает не так сильно, как китайский, — что даст ему заметное преимущество на внутреннем рынке.

При этом резкий скачок доллара, скажем, до 200 рублей, — это уже плохо, так как может негативно сказаться на экономике. Например, могут сильно пострадать импортеры (у которых тот же ВАЗ не сможет купить какой-нибудь станок и выйдет из конкурентной гонки) и обычные люди (которые не смогут приобрести импортную технику и летом слетать в Турцию). Кроме того, это повлияет еще и на политический рейтинг, что вообще будет некстати. Поэтому станет гораздо лучше, если люди будут постепенно расстраиваться падающему рублю.

Теперь более подробно о том, что все-таки определяет курс рубля в долгосрочной перспективе:

Во-первых, не стоит забывать, что Россия — это экспортно-ориентированная экономика, что точно не поменяется в ближайшие 30 лет. Это, если хотите, судьба, которую прямо сейячас трудно кардинально изменить. Можно выть, сокрушаться и рвать на себе волосы, но все-таки значительная часть государственного бюджета формируется у нас за счет налогов на добычу полезных ископаемых. А затем эти деньги идут на зарплаты бюджетникам, оборонные заказы и пенсии — что в конечном итоге все равно возвращается в экономику через потребление товаров и услуг.

Стоит также отметить, что все экспортно-ориентированные экономики, если их валюты не привязаны к доллару, обычно испытывают довольно естественное и выгодное для государства движение курса национальной валюты — то есть плавное снижение. Оно, как правило, должно происходить медленно, чтобы стимулировать экспорт и увеличивать доходы бюджета, но при этом не вызывать у граждан и бизнеса желание отказаться от использования национальной валюты и хранения в ней своих сбережений.

Во-вторых, Россия, в силу исторических особенностей, склонна к высокой инфляции и «скошенной» схеме в сторону финансирования структурных изменений через инфляционные механизмы. Почему?

У любого государства есть всего три основных подхода к финансированию крупных проектов (типа СВО, структурной перестройки экономики или развития инфраструктуры):

1️⃣ Налоги
2️⃣ Инфляция
3️⃣ Долги

А как мы с вами уже обсудили в постах выше, СВО не бесплатная, передел мирового порядка не бесплатный и независимость в геополитике тоже не бесплатные – за все приходится платить.

Что касается России, то исторически прямое налогообложение у нас не пользовалось большой популярностью из-за низкого уровня «собираемости налогов» и резко негативного отношения народа к налоговым органам. Внешние и внутренние долги, в свою очередь, давали определенные возможности, но также становились источниками серьезных проблем, как это было, например, в Российской империи. А инфляция, особенно в ее крайних формах, как в раннем СССР, воспринималась более позитивно, хотя иногда тоже приводила к тяжелым последствиям.

Поэтому подобный феномен инфляционного финансирования сохранился до сих пор.

Так что наш выбор в данном случае – это плавное девальвирование рубля по отношению к доллару или другим мировым валютам. И, несмотря на возможные краткосрочные колебания, специфика российского подхода к финансированию важных проектов так или иначе приводит к постепенному снижению курса рубля.

При этом существует серьезная опасность повторения турецкого, венесуэльского или аргентинского сценария, что может привести к тяжелым последствиям. Однако подобный риск, можно сказать, асимметричен: вероятность резкой девальвации всегда значительно выше, чем вероятность быстрого роста курса рубля.

Другими словами, сейчас нет смысла сильно беспокоиться по поводу курса рубля, поскольку в целом ситуация в нашей экономике относительно нормальная.

Потому что главное, что мы можем покупать за рубли, дорогие друзья – это российскую еду, российскую энергию и российскую безопасность. Поверьте, в современном мире это уже немало.

А если учесть тот факт, что у нас продолжается СВО, — обстановка очень даже приемлемая, насколько это вообще возможно.

Что же касается того, что почему-то курс скакнул слишком уж резко, то ходят слухи – не ручаюсь за их правдивость – что сейчас кто-то в больших масштабах покупает валюту, чтобы её отправить за рубеж. Зачем? Вот этот вопрос остается открытым.

Анна Райская
https://t.me/gruboprostiite

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить все самые важные материалы, которые мы публикуем: https://t.me/putin_today

Оставить комментарий