О революции георазведке

В 2012 году, я как то спорил с товаришем Кунгуровым по поводу  георазведки. Товарищ Кунгуров, как настоящий советский патриот давно сбежал из России в Грузию и пописывает свои пасквили на Россию уже там.  этот пост не открывается в России. Но я нашел копию этого поста у красной молодежи трудовой России. они же любители его бреда.

Заодно у них можно заценить, как любители СССР,  относятся к России, вот ка выглядит их сайт:

Но вернемся к цитате из Кунгурова, где он вопрошал. Как же это возможно, объемы геогоразведки падают а запасы растут.

На верхнем графике показаны объемы георазведочных работ. На нижнем — прирост запасов. А теперь, граждане путэнисты и прочие дебилы, на лицах которых светится уверенность в сытом завтрашнем дне, объясните мне, дураку, каким образом феноменальный прирост запасов может происходить при катастрофическом падении разведочного бурения?

Для ответа дураку пришлось углубиться в историю.

Добыча нефти невозможна без разведки. Основной метод разведки это сейсмическое исследование недр. Как это происходит?

Берут мощный источник вибрации, чтобы сгенерированные им волны имели достаточно энергии для проникания на необходимую глубину. Это либо специальный вибратор на шасси грузовика, либо углубление/скважина с заложенной туда взрывчатой. Упругие волны распространяются в глубину земных пород и частично преломляются и отражаются от разных слоёв обратно к поверхности, где их принимают сейсмоприёмники. Данные записывают специальным самописцем и вместе с данными об упругих свойствах горных пород это позволяет построить карту геологического среза глубиной до десяти километров. Теперь можно понять где находится нефтяная ловушка.

Используя метод вы видите двухмерное сечение поверхности, вместо объёмной картины. На виде “сверху” это выглядит как линия, а плоскость сечения видна при виде сбоку. Типа такого:

Результат 2D-сейсмической разведки. Нефтегазовые ловушки отмечены зелёным.

Понять реальность на основе этого снимка это как попытка опознать, что нарисовано на правой картинке, открывая слева только отдельные линии:



Это возможно, если вы определили хотя бы примерно где находиться нефть и вам нужно только уточнить ваши данные. Но с исчерпанием близких к поверхности месторождений нефти с простыми геологическими условиями метод становиться все менее эффективным и нужно покрывать всё большую площадь со всё большей детализацией. А затраты на такое исследование растут пропорционально количеству наблюдений, которые вы записываете, а количество наблюдений растёт в квадрате с ростом площади исследования.

После некой границы ручная обработка данных становиться слишком дорогой и для добычи нефти нужен компьютер, записывающий и просчитывающий за вас всё увеличивающиеся объёмы данных сейсморазведки.

Революция в георазведке

История сейсмики вертится вокруг компании GSI, которая её первой успешно применила в 1924 году, и информационных технологий. К 1950-м вместо бумажных носителей стали использовать магнитную ленту и аналоговую электронику на базе транзисторов. Пионером в этой инновации было подразделение GSI с неизвестным в то время названием “Texas Instruments” (легендарный изобретатель интегральных схем), а лицензию на производство транзисторов Texas Instruments купила именно для обслуживания потребностей сейсмической разведки. В 1960-х годах был переход от аналоговых систем к первым коммерческим цифровым компьютерам, что позволило увеличить скорость обработки данных и детализацию. Но всё ещё оставалось главное ограничение метода: двухмерность результата.

Первый эксперимент по производству трёхмерных сейсмических карт был проведён в 1972 году силами вышеупомянутого GSI и шести крупных нефтяных компаний. Сбор данных (500000 отдельных записей) занял месяц, компьютерная обработка целых два года. Для нефтяной индустрии проект по сложности был сравним с запускам первого спутника для космонавтики и результат оказался выше всяких похвал: на считавшемся исчерпанном нефтяном плее в штате нью-мексико удалось найти несколько новых месторождений.

Широкое распространение метод получил только в начале 1980-х годов прошлого века и только с развитием нового поколения суперкомпьютеров. Расшифровка данных 3D-сейсмографии требовала колоссальных вычислительных ресурсов и компании 3D-сейсморазведки занимались обработкой полученных данных на мощных суперкомпьютерах того времени. К примеру, в 1996 году обработка данных велась на суперкомпьютерах CM-5 от Thinking Machines и T3D компании Cray. Вычислительная мощность составляла 52,6 и 76 гигафлопс, то есть практически без отставания от мирового лидера (150 ГФлопс), а CM-5 даже успел этим лидером побывать.
Но чем дальше тем больше дешевел  ГФлопс.  Intel Core i7-4930K (2013) — 163 ГФлопс? AMD Ryzen 7 3700X (2019) — 460 ГФлопс и то что в 1996 было доступно избранным, стало доступно любой крупной нефтяной компании.

Бурение кучи скважин для георазведки с появлением суперкомпьютеров стало отсталой технологией. Но поскольку в СССР и так и не появилось суперкомпьютеров с десятками ГФлопс, это революция прошла мимо него. В России конечно видели тенденцию, и зная о законе мура, начали проедать советские запасы нефти, ожидая момента когда ГФлопс подешевеет, чтобы вести георазведку уже новыми технологиями. Это момент и длился до 2004 года. Конечно некоторые люди давно уже уволенные люди типа сталинского наркома Байбакова этого понять не могли. Типа почему традиционная георазведка падает а число километров разведочного бурения становиться минимальным.

Ну а когда новый метод пошел в массы, число километров разведочного бурения также продолжило падать, но запасы стали расти. Именно на этот момент обратил внимание советский идиот Кунгуров. Еще раз новым взглядом посмотрим на его картинки.

Сначала компьютеры, потом результативная разведка, потом нефть. Потом пошли новые новации, если в нулевых, надо было укутывать сейсмоскважину десятками километрами проводов, для молучения 3Д картинки взрыва и выезжали целые поезда с проводами

То с появлением GPS , Wi-Fi, смартфонов и аккумуляторы формата 18650 все стало еще проще в начале десятых

И теперь уже Роснефть ходит в лесах Сибири, создавая 3Д картинки вокруг одной сейсмоскважины. Каждая штучка в руках заменяет советскую разведочную скважину

В том же посте любитель СССР Кунгуров писал о невозможности заполнения Нефтепровода «Восточная Сибирь–Тихий океан», на том основании что в России сильно сократилось разведочное бурение по сравнению с СССР

Внимаем тому же Нестерову: «Путин дал согласие на создание нефтепровода мощностью в 80 млн тонн в год из Восточной Сибири (из Иркутской области) на Тихий океан, до Находки. Из этого объема — 50 млн тонн нефти в год Китаю.

Это очень сомнительное решение. Чтобы добыть 80 млн тонн нефти в год, нужно примерно 3 млрд тонн запасов категории «А» и «Б». Сегодня запасов таких категорий в Восточной Сибири — НОЛЬ.

И ничего не предвидится. Ведь чтобы открыть новые месторождения и доказать наличие там промышленных запасов, нужно поисково-разведочное бурение по 3-3,5 млн метров в год. Для этого необходимо примерно 300 буровых станков. Их тоже нет. «Уралмаш» способен производить, примерно …8 станков в год. Там уже очередь на 6-7 лет. Покупать за границей — никакого Стабилизационного фонда не хватит.

Но станки тоже еще не всё. Для них нужно минимум 250 бригад поисково-разведочного бурения. Их тоже нет — ноль.

Путин считает, что в 2011 году вся эта труба будет заполнена. Но я считаю (это сугубо мое мнение), что ни в 2011, ни в 2020, ни в 2030-м, ни в 2050 году этой нефти не будет… Только если отобрать поставки у Запада и повернуть на Восток тюменскую нефть».

Вот к чему приводит следование советским технологиям. Чего кстати не понял в 2004 сталинский нарком товарищ Байбаков

«Считаю, что сегодня одна из самых важных задач, стоящих перед нефтегазовым комплексом, — резкое увеличение объема геолого-разведочных работ. Я всегда, будучи и наркомом, и министром, следил, чтобы запасы росли быстрее, чем добыча. И поэтому не могу радоваться нынешнему росту добычи. В ближайшие 5-10 лет мы окажемся у гроба отрасли. Что будет при этом со страной, которая в большей степени кормится за счет нефте- и газодобычи? Я очень переживаю и никак не могу смириться с тем, что происходит в отрасли. «

И теперь повторяет товарищ Иоган. «То есть бывший сталинский нарком говорил о том ,что нужно увеличивать вложения в геологоразведку( ГРР), иначе будут последствия..»

Да ничего не будет, как мы это сейчас знаем. Как раз с 2004 все верх и пошло

Революция в сейсморазведке была на глазах товарища Байбакова, и она уже начала давать свои плоды в России, с 2004 пошел резкий рост запасов с применение новой технологии. у а то что США сделали этот революцию в конце 70-х. А СССР не смог ее осилить и продолжал бурить бесполезные скважины, прекрасно говорит о отсталости СССР.  Раз нет суперкопьютеров, то нет и 3D-сейсморазведки. Вот в советские и бурили, а нынешние Иоганы до сих втирают, что это необходимо

Советским бы только пугать, вешать Путина с Медведевым как на картинке сверху. Ненавидеть Россию и предрекать ей развал и ужас. Ну а как сбываются их прогнозы прекрасно видно по прогнозам товарищей Байбакова и Кунгурова.

ЖЖ: genby

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить все самые важные материалы, которые мы публикуем: https://t.me/putin_today

Оставить комментарий