The Hindu: Россия стала четвертым по величине товарооборота партнером Индии
После начала конфликта на Украине Россия развернулась в сторону азиатских стран, в частности, Индии, пишет The Hindu. Москва стала четвертым по величине товарооборота торговым партнером Дели, а к 2030 году поставлена цель выйти на показатель двусторонней торговли в размере 100 миллиардов долларов.
«The Hindu»,Индия
Украинский кризис стал основным стимулом для разворота России в сторону Индии, но в двустороннем сотрудничестве есть трудности.
В 2022 году Москва разорвала экономические связи с Европой и сделала разворот в сторону азиатских стран. В результате этого шага узел неолиберальной взаимозависимости между Россией и Европой был развязан, что повлекло за собой издержки для мировой экономики.
О необходимости такого поворота говорили неоднократно со времен финансового кризиса 2007-2008 годов, но он был «отложен на неопределенный срок». Для российского политического руководства основные мотивы такой привязки оставались неизменными. Экономика страны была прочно интегрирована в западные рынки и финансовые структуры, и поэтому оставалась восприимчивой к внешним потрясениям, вызванным политическими и идеологическими столкновениями.
Основная черта сегодняшних геополитических маневров в том, что они имеют значение как для востока, так и для юга. Торговля России с Китаем на сумму 240 миллиардов долларов не затмила динамизм российско-индийских связей, которые для многих оказались самым важным результатом. Странам без общих границ и налаженных логистических маршрутов удалось выстроить торговые отношения почти с нуля. Возможности, предлагаемые Индией, ранее считавшейся terra incognita для российского бизнеса, подстегнули дискуссии о необходимости изменения экономических основ сотрудничества.
Важные факторы
Для России предпосылкой для расширения торговых отношений стали политические потребности. Позиция невмешательства Индии в европейский конфликт послужила гарантией стабильности в политическом планировании. Что касается Индии, то напротив, именно экономика привела к расширению политических контактов, поскольку ее внешняя политика приводится в движение внутренними факторами.
Эти различные позиции стали основой для сближения и перехода к более прагматичным основам. Индия не желает брать на себя никаких политических обязательств. Но в то же время она импортирует российскую нефть, что помогает ей экономить, а также дает возможность для ее реэкспорта в Европу в виде нефтепродуктов. Другое направление — импорт удобрений и подсолнечного масла из России, что помогает снизить продовольственную инфляцию в условиях климатических потрясений.
По итогам встречи премьер-министра Индии Нарендры Моди и президента России Владимира Путина в июле этого года была поставлена цель выйти к 2030 году на показатель двусторонней торговли в размере 100 миллиардов долларов. В условиях довольно незначительной емкости российского рынка, проблем с доступом к иностранным технологиям, слаборазвитых логистических маршрутов и режима санкций для достижения этой цели потребуются дополнительные политические усилия.
Существующие препятствия
Первая проблема возникает из-за отсутствия экономической взаимодополняемости между двумя странами. Россия сейчас развивает собственное промышленное производство и проводит политику умеренного технологического национализма. То же самое делает и Нью-Дели, реализующий программу «Сделано в Индии».
Во-вторых, санкционный режим ограничивает возможности для преодоления торгового дисбаланса. Малые и средние предприятия могли бы стать основными движущими силами двусторонней торговли и инвестиций, но у стран нет стабильного платежного механизма, соглашения о защите инвестиций, четкой системы арбитража и единого логистического оператора транспортных коридоров, который мог бы предоставлять полный спектр транспортных услуг для экспортеров. Часть этих препятствий можно было бы устранить за счет наращивания присутствия российских банков в Индии — путем интеграции национальных расчетных систем и создания платежных шлюзов для ослабления санкционного воздействия в финансовой сфере.
В-третьих, это технологии и инвестиции. Эта сфера была отличительной чертой индийско-советской дружбы, но стала главной жертвой распада СССР. За исключением ядерной и военной сфер, в текущем двустороннем взаимодействии отсутствуют крупные инвестиционные проекты во вторичном секторе, а также значимые научно-исследовательские программы. Сегодняшнее технологическое сотрудничество должно быть больше ориентировано на бизнес. Строительство и модернизация заводов, электростанций, нефтеперерабатывающих предприятий и шахт в Индии являются перспективными направлениями.
Наконец, сотрудничество в области науки и образования не развивается желаемыми темпами. Оно должно включать проекты в области естественных наук, технологий, инженерии и математики, а также в области общественных наук, что помогло бы устранить информационный вакуум между двумя странами.
Перспективы
Украинский кризис стал основным стимулом для поворота России к Индии, но он ограничивает масштаб двустороннего взаимодействия. Индия сейчас сталкивается с давлением извне, а Россия направляет финансовые ресурсы на поддержание своей экономики. Эти обстоятельства вызывают сомнения относительно стабильности и продолжительности нынешней оттепели.
В среднесрочной перспективе определенный вклад в сотрудничество может внести бурно развивающийся оборонный комплекс. Российская промышленность сможет увеличить свою долю на индийском рынке за счет низких ценовых параметров продукции. С учетом возможного перевода части российских производственных мощностей из военной сферы в гражданскую не меньший интерес вызывает машиностроение. В Индию можно поставлять сельскохозяйственную и строительную технику, железнодорожные локомотивы и вагоны, а также медицинское оборудование. В то же время Индия могла бы поставлять в Россию широкий ассортимент менее доступных для бизнеса и потребителей товаров. Смартфоны и цифровые процессоры уже стали основными статьями индийского экспорта.
Основная проблема — качество торговли. В индийский экспорт не входит продукция машиностроения. Экспортируемые в Россию смартфоны производятся на сборочных заводах иностранных компаний. Чтобы иметь более устойчивую основу, Индии и России следует рассмотреть вопрос о том, как усилить интеграцию двусторонних производственных цепочек, и обсудить вопросы локализации.
Иван Щедров — младший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук (ИМЭМО РАН).
Иван Щедров
https://inosmi.ru
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить все самые важные материалы, которые мы публикуем: https://t.me/putin_today