Россия — война и мир в Европе

Сейчас уже вполне очевидно, что конфликт на Украине перешел в ту фазу, когда Россия окончательно завладела стратегической инициативой на поле боя. С начала 2024 года в западной прессе появилось 3 характерных публикации, в которых представители запада пытаются проанализировать сложившуюся ситуацию и найти приемлемый выход из положения.

Первая публикация — в европейском отделении журнала Politico под названием «Готова ли Европа защитить себя одна?«. Следующий материал был в американской газете The New York Times: «Для Европы и НАТО российское вторжение больше не является немыслимым«. Британский журнал Economist выходил со статьей «Сможет ли Европа защитить себя без Америки?«.

Очевидно, что поводом ко всем этим публикациям стало осознание того, что ставка на Украину, в победе над Россией на поле боя, провалилась. Кроме того, возможность  Дональда Трампа вновь стать президентом США и перспектива сворачивания проекции силы США в Европе очень сильно напугала евроатлантистов.

Обеспокоенность в этом случае вызывает сама возможность существования НАТО. “Россия понимает, что она не может победить НАТО военным путем, но может победить НАТО политически, фактически сделав статью 5 фикцией”, — заявил Эд Арнольд, научный сотрудник по европейской безопасности британского Королевского института объединенных служб (RUSI). Другие эксперты считают, что Россия может атаковать страну НАТО, но Трамп, не выходя из альянса, может саботировать помощь члену НАТО в рамках статьи 5 договора, так как «немедленное оказание помощи» она не предусматривает.

В декабре 2023 года Яцек Севьера, глава польского бюро национальной безопасности, заявил, что у восточного фланга НАТО есть всего три года, чтобы подготовиться к конфронтации.

“Мы должны учитывать, что однажды Владимир Путин может даже напасть на страну НАТО”, — заявил в январе министр обороны Германии Борис Писториус, добавив: “Наши эксперты ожидают периода от пяти до восьми лет, в течение которого это может стать возможным”. Несколько дней спустя глава минобороны Норвегии генерал Эйрик Кристофферсен сказал, что «Сейчас есть окно, которое может продлиться один, два, может быть, три года, в течение которых мы должны инвестировать еще больше в надежную оборону”.

“Настало время, когда необходимо создать потенциал, который является явным сдерживающим фактором агрессии”, — сказал он. Министр обороны Дании Троэльс Лунд Поульсен считает, что возможности России по производству военной техники значительно возросли, страна перевооружается быстрее, чем ожидалось, и, якобы, может напасть на одну из стран НАТО в ближайшие три-​пять лет.

Глядя на эти оценки глав военных ведомств и спецслужб стран НАТО, становится ясно, что, действительно, в затяжной конфликт на Украине они не верят, армия России выйдет из этого конфликта вовсе не обескровленной, как полагалось ранее, а боеспособной и совершенно обновленной. Не смотря на потери, Россия по-​прежнему превосходит европейские страны НАТО по количеству танков, артиллерийских систем и реактивных самолетов. В 2024 году Россия официально потратит рекордные 4,4% ВВП на оборону, хотя реальная цифра, вероятно, намного выше, пишет Politico.

В то же время, “Европа не только не готова к войне, она не готовится к войне”, говорят западные эксперты. В период с 1989 по 2022 год численность военнослужащих в Европе сократилась с 3,4 млн до 1,3 млн человек. Вооруженные силы стран Европы, полагающиеся на контрактников, испытывают трудности с наймом не только в ГерманииВеликобританииИспании и Франции, но даже в таких странах, как Румыния, Польша и Болгария.

Нехватка личного состава является серьезной проблемой для военных, которые стремятся восстановить боевой потенциал. “Если нам не удастся завершить укомплектование вооруженных сил, то весь дополнительный бюджет и закупки на самом деле не будут иметь ожидаемого эффекта”, — сказал генерал Роберт Бригер, председатель Военного комитета Европейского союза.

По состоянию на 2023 год только 11 из 31 члена НАТО достигли этой цели — выделению 2% от ВВП на нужды обороны, восемь из них являются государствами, граничащими с Россией или Украиной. Однако европейским политикам нелегко перенаправить финансирование на оборону. Европейские страны  уже погрязли в крупных долгах после кризиса 2008 года и пандемии COVID-​19. Радужных перспектив не намечается, так как увеличение военных расходов означают уменьшение социального обеспечения и финансирования перехода к «зеленой энергетике».

“Важно придать правильное оформление, чтобы убедить общественное мнение”, — сказал Гезине Вебер, научный сотрудник Немецкого фонда Маршалла. В Германии, пояснила она, дебаты преподносятся, как компромисс между строительством новой школы или покупкой танков: “Так говорить неверно. Скорее, нужно вести речь о защите нашего образа жизни.»

Именно в этом заключается вся проблема текущего момента для Европы. Германии, вероятно, придется сокращать социальные расходы, чтобы реализовать свои «грандиозные военные амбиции», пишет Financial Times. Премьер Дании Метте Фредериксен в интервью этому изданию призывает Европу сократить расходы на социальное обеспечение и ограничить снижение налогов, чтобы увеличить финансирование сферы обороны.

В этом плане стоит обратить внимание на заявление главы военного комитета НАТО адмирала Роба Бауэра, которое он сделал на пресс-​конференции 18 января. Комментируя заявление главнокомандующего Вооруженными силами Швеции Микаэля Бюдена, с призывом для всех шведов готовиться к войне, натовский адмирал отметил, что в обществе сейчас преобладает мнение, что вопрос безопасности страны решают лишь профессиональные военные. Однако текущие обстоятельства показывают, что наличных вооруженных сил будет недостаточно, потребуется набор резервистов, чтобы поддержать армию.

Поэтому, как можно большему числу людей необходимо понять, что речь идет не только о вооружениях и деньгах, но и о всей социальной системе, которая должна быть перестроена для войны. Бауэр неоднократно указывал, что в вооруженных силах НАТО уже прошли изменения в связи с угрозой войны. Однако в гражданском обществе не сформировалось понимание того, что в этих условиях придется действовать не только профессиональным военным, ведь в конфликт будет вовлечено всё общество.

Чтобы подготовиться к военному противостоянию с Россией, Европе придется изменить всю социальную систему общества. В декабре 2021 года в материале РУССТРАТ «Запад вошел в эпицентр системного идейно-​политического и социально-​экономического кризиса» указывалось, что текущая либеральная модель развития себя исчерпала. В дальнейшем, это может вылиться в полный распад системы «Ялтинского мира», установившегося после второй мировой войны, что может повлечь разморозку локальных конфликтов, остановленных под эгидой ООН, так как обеспечивать соблюдение старых правил стороны-​​​гаранты уже не смогут.

Вопрос климата, как основной угрозы человечеству в этой либеральной парадигме и переход на «зеленую энергетику» с последующим внедрением правил декарбонизации, в виде способа дискриминации развивающихся стран уже находится под угрозой. Стоит отметить, что 22 февраля этого года президент США Джо Байден заявил, что  климатические изменения, а не ядерные вооружения, представляют наиболее серьезную угрозу существованию человечества. Это означает, что Запад продолжает придерживаться этого концепта.

Именно из-за продолжающегося движения в этой парадигме сейчас происходят протесты фермеров по всей Европе. Еврокомиссия постановила, что часть сельскохозяйственных земель должна быть изъята из оборота, на них ничего нельзя будет возделывать, а также ограничила применение удобрений. Часть средств из бюджета ЕС на 2021–2027 годы в размере 95,5 млрд евро, предусмотренные для  развития сельских районов, были перенаправлены для достижения целей европейского «зеленого соглашения».

Европейская комиссия рекомендовала ЕС сократить выбросы парниковых газов на 90% к 2040 году. Один из способов достижения цели — агропромышленный комплекс ЕС должен сократить не связанные с углекислым газом выбросы на 30% к 2040 году, по сравнению с уровнями 2015 года.

В феврале этого года Еврокомиссия пошла на частичные уступки. Вместо того, чтобы удерживать 4% пахотных земель в непродуктивном состоянии, фермерам будет разрешено использовать их для выращивания «азотфиксирующих культур», таких как чечевица или горох, или «промежуточных культур», которые выращивают между регулярными сборами урожая, и при этом сохранять право на получение субсидий от ЕС.

Более половины всех доходов фермеров ЕС составляют государственные субсидии, именно за счет этого соблюдались условия социального договора, который предоставлял европейцам возможность жить в малых городах, деревнях и отдельных фермах непосредственно на земле.

Изгнание фермеров с земли и замена натуральной пищи искусственной, вполне в духе идей Клауса Шваба, но ударяться в конспирологию не имеет смысла. Суть в том, что Западу предстоит практически обернуть вспять уже запущенную трансформацию социальной системы.

Западное общество активно демилитаризировалась после распада СССР. В культурном плане в США и Европе десятилетиями шла атака на маскулинность, мужественность недавно откровенно высмеивалась в голливудском фильме «Барби», получившем широкую известность. По сообщению NBC, почти 30% американских «зумеров» — поколения тех кто родился между 1997 и 2012 годами, относят себя к представителям нетрадиционной сексуальной ориентации.

В условиях «общества потребления», где 70% экономики — это сфера услуг, резко изменить отношение к службе в армии и воспринимать «тяготы и лишения службы» как норму людям, которые всю свою жизнь стремились работать в этой самой сфере обслуживания, представляется маловероятным.

Любой политик, который сейчас будет откровенно ломать социальную систему, сразу проиграет на выборах, так как политический кризис западных элит уже идет. Это наглядно видно в США по несистемному игроку в виде Трампа. Это видно в Германии по росту популярности партии «Альтернатива для Германии».

Да и прямо сейчас Европа не готова воевать с Россией, так как основная сила НАТО — это армия США. Армия США не может участвовать в большой континентальной войне в Европе, так как после этого, практически сразу, игроком номер один на мировой арене станет Китай, который не будет прямо вовлечен в этот конфликт, а, значит, ресурсов на противостояние с США у него априори будет больше.

Обратить внимание на заявления президента Франции Эммануэля Макрона, о вводе европейских войск на Украину, стоит лишь, как на попытку протестировать общественное мнение. Дел в том, что весьма нецелесообразно отправлять свои войска на дальний театр военных действий, где противник имеет стратегическое преимущество и вы не можете этого изменить.

Кроме того европейский ВПК не справляется с поставками вооружения на Украину, не говоря уже об обеспечении стратегических запасов европейских армий, как пишет The Washington Post. Даже в США признают, что “сокращение традиционного американского ВПК было процессом длиной в поколение, и для модернизации потребуется еще одно поколение”, как сказала заместитель министра обороны США Кэтлин Хикс.

Однако текущим европейским политическим элитам, в условиях кризиса, снижения уровня жизни населения, практически не остается вариантов сохраниться у власти, как спровоцировать вялотекущий конфликт Европы с Россией, помимо украинского. Кроме того сейчас они не в состоянии признать, что их стратегия в отношении России провалилась. Поэтому лишь формирование картины прямой угрозы европейцам может быть поводом к переформатированию социальной системы Европы, при отсутствии положительной повестки дня для своего населения.

Задача явно не тривиальная и на её решение явно понадобится не три года и даже не 8 лет, как было заявлено министром обороны Германии. Однако шансы на успех в этом предприятии минимальны, так как без подавления инакомыслящих и оппозиции удержать власть текущим элитам будет очень сложно. Многим сейчас вполне очевидно, что именно НАТО спровоцировало Россию на ответные действия по Украине.

7 сентября 2023 года генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг признался, что в 2021 году Россия направила проект договора с НАТО, где был указан отказ альянса от дальнейшего расширения на Украину, но в НАТО отказались его подписывать, осознавая, что это повлечет за собой начало специальной военной операции со стороны России.

К этому апеллирует премьер-​министр Венгрии Виктор Орбан и премьер Словакии Роберт Фицо, а их голоса в Евросоюзе подавить не в состоянии. Со временем, это же будут использовать контрэлиты и в других странах Европы и полноценного фронта против России в Европе вряд ли получится.

Однако, в краткосрочной перспективе, нам стоит ожидать некоего обострения военно-​политической ситуации с Европой и европейцев к этому готовят. В материале Bloomberg: «Жизнь в тени России подпитывает страх на границе НАТО», командующий вооруженными силами Эстонии генерал Херем заявил: “Россия пока не готова вступить в военный конфликт с НАТО. Это произойдет не сегодня и не завтра. Но даже через год или шесть месяцев они могут сделать с нами что-​то очень ужасное. Им не нужно идти маршем на Варшаву, Берлин или даже Таллинн. Это может принять форму мелкомасштабной военной агрессии”.

Здесь представитель Эстонии уже рисует некоторые контуры возможной провокации, после которой Западу можно будет заявить о «военной агрессии» со стороны России, хотя очевидно, что никакой целесообразности, даже в мелкомасштабных боевых действиях для России, абсолютно нет.

Резюмируя вышеизложенное можно сказать, что текущая ситуация в мире дает европейским элитам последний шанс на проявление субъектности. Если Европа собирается воевать с Россией, ей необходимо изменить всю социальную систему западной цивилизации, которая выстраивались после распада СССР. Необходимо отказаться от «экономики общества потребления», неолиберальных идей, повестки ЛГБТК+ и «зеленой энергетики», причем в самые короткие сроки.

Либо им, так или иначе, придется смириться с тем, что их либеральный концепт развития зашел в тупик.

Наиболее вероятен вариант развития событий, который уже был в пандемию СOVID-​19, тогда европейские страны пренебрегли общими ценностями и разбежались по национальным квартирам, частично отменив Шенген. Они начали конфисковывать медицинские маски и аппараты ИВЛ, которые шли транзитом и предназначались другим странам.

В условиях более жесткого кризиса, можно ожидать даже военных инцидентов между европейскими странами.

Олег Ладогин
https://russtrat.ru
https://aftershock.news

Оставить комментарий

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: