В Европе опять обсуждают будущее России — и впервые решили сделать это объединенными усилиями. Раньше ведь как было? Или европейцы с упором на восточных из числа поляков и прибалтов строили планы на будущее «России после Путина», или наши эмигранты собирались для обсуждения того, как им обустроить Россию, «освобожденную от тирании». Теперь решили совместить: Европарламент организовал в Брюсселе двухдневную конференцию — она же круглый стол с говорящим названием «The Day after» («День после»), где участвовали как европейские политики, так и наши отъехавшие «борцы за светлое будущее» (Ходорковский*, Каспаров*, Муратов, Шульман* и так далее). Эти граждане России обижаются на титул иноагента, называя себя «агентами перемен». Ну перемен так перемен, важно ведь — каких именно.
Тут, впрочем, ничего нового: естественно, демократических. Первый круглый стол — а их будет целая серия — так и назывался «Демократия в России — лучший исход для России и ЕС». Кто же против демократии? Все, по идее, должны быть за, вот только путь к ней предлагают до боли знакомый. Поражение собственной страны в войне — ничего не изменилось за сто лет после того, как эмигранты-большевики точно так же выступали за поражение собственной страны в Первой мировой. Хотя почему не изменилось: большевики все-таки выступали за поражение всех «империалистических правительств», потому что рассчитывали на мировую социалистическую революцию, а не на подчинение России (пусть и ведомой ненавидимой ими царской властью) Западу. Сейчас же речь идет о банальной работе на противника — целью объявлена победа над Россией с последующим реформированием ее в сторону органичной части западного мира. Вопрос о том, хочет ли этого русский народ, даже не ставится — конечно, хочет, просто не может сказать, потому что задавлен «чекистской тиранией». Надо его освободить, то есть разгромить Россию и поставить на правильную сторону историю.
Вот как говорит один из участников брюссельского мероприятия, Гарри Каспаров*:
«Важно понимать, что демократические изменения в России сейчас возможны благодаря ВСУ. Никакого будущего у нас не будет, пока не победит Украина. Как в прошлом веке: только тотальный разгром фашистского режима позволил реализовать демократические изменения».
Хотя, кроме совершенно очевидного нежелания публично превращаться в откровенных власовцев (в закрытом режиме ничего предосудительного они в этом не видят), что приведет к еще большему сужению базы поддержки в России, навальнистами движет и другой расчет. Конкуренция между различными фракциями «освободителей России» — навальнисты хотят быть главными, хотят, чтобы все остальные объединялись вокруг них. И самое важное: им хочется, чтобы именно они выступали представителями «хороших русских» и «правильной России будущего» в контактах с Западом. Это еще не «правительство России в изгнании», но уже заявка на то, чтобы быть стороной переговоров от лица «русских» с различными западными структурами, в том числе правительственными.
Запад, конечно, видит, что российская антипутинская эмиграция не может договориться даже между собой, но ему все равно нужно некое «объединенное представительство». Ведь и в новую власовскую армию, так называемый «Русский добровольческий корпус»**, ни на Западе, ни на Украине не верят, однако активно пиарят его в ходе диверсионных атак на Белгородскую область, на полном серьезе подают как «начало процесса освобождения России от путинского режима силами русского народа». Так же и с эмигрантской «оппозицией» — какая ни есть, а все же в хозяйстве пригодится, будет что миру предъявить, да и соглашения с ней можно будет заключать.
Пока что все это привело к тому, что Европарламент готовится учредить должность уполномоченного по правам российских граждан. Точное название должности еще неизвестно — может быть, и «по делам российского гражданского общества», — но уже понятно, что он не только будет заниматься эмигрантами (и их проблемами, например визовыми), но и попытается «представлять интересы политзаключенных внутри России» (по крайней мере, с таким предложением выступила в Брюсселе Екатерина Шульман*). Понятно, что на Россию как учреждение подобной должности, так и тем более попытки омбудсмена вмешиваться во внутренние дела нашей страны не окажут никакого влияния, но это ведь все и делается не для России. А для Европы и тех нескольких тысяч активных «борцов с режимом», что осели на Западе.
Их мечты о победе над Россией и триумфальном возвращении домой для строительства «демократии» так и останутся мечтами, а вот в попытках взять под контроль несколько сотен тысяч наших сограждан, сбежавших из страны, новый омбудсмен может им помочь. Например, выдачей документов «хорошего русского», облегчающих вопросы как с визами, так и с работой. И нам в России нужно думать о том, как не дать «освободителям» возможность манипулировать сотнями тысяч наших граждан, большая часть которых бежала из страны, просто поддавшись панике в «своем кругу», граждан, потенциально готовых вернуться домой.
Никакого другого дела до эмигрантской политтусовки нам нет — пускай продолжают свои брачные игры с Евросоюзом. Все равно к реальному будущему России они не имеют никакого отношения.
* СМИ и физические лица, выполняющие функции иноагента.
** Организация запрещена в России как экстремистская.
Петр Акопов
РИА Новости