Завершается двухдневный визит главы правительства Михаила Мишустина в Китай. Поездка приурочена к проходящему Российско-Китайскому бизнес-форуму. Всего российская делегация насчитывает 1200 человек и, конечно, является более, чем представительной.
Итоги бизнес-форума подводить пока что рано. В ходе мероприятия произошло достаточно много интересных событий, которые дают весьма позитивный взгляд на развитие дальнейшего сотрудничества с Китаем. Если у меня хватит времени во всем этом разобраться, обязательно подготовлю отдельный материал.
Сейчас же о ключевых моментах выступления Мишустина на открытии форума
В самом начале Михаил Мишустин решил обратить внимание китайских коллег на то, как Россия успешно преодолела экономическую атаку Запада на нашу экономику. Задачей врагов был слом русской экономики, обвал национальной валюты, разрушительная инфляция и т.д. В результате ничего подобного не произошло.
Более того, Мишустин отметил, что ситуация 2022 года стала огромным импульсом для суверенного развития страны, в том числе, экономического. Например, ряд отраслей не просто выдержали натиск, но и увеличили свои показатели.
Далее речь зашла о росте торгового оборота с Китаем. По итогам прошлого года цифра составила 190 млрд долларов. По итогам первого квартала показатель вырос еще на 25% до 52 млрд. К слову, чуть позже глава КНР Си Цзиньпин привел результат за четыре месяца (январь — март), который составил 73,14 млрд. То есть, за один апрель мы имеем более 20 млрд долларов.
По итогам первого квартала Россия заняла седьмое место среди торговых партнеров КНР, хотя ещё по 2022 году входила только в десятку. Конечно, в скором времени уже смело можно будет говорить о заходе в пятерку.
К сожалению, данных о структуре валют нет. Ранее Александр Новак заявлял, что по газу и, все больше, по нефти торговля идет на паритетных основаниях: половина в рублях, половина — в юанях. Однако, предположу, что импорт из КНР преимущественно проходит в китайской валюте. Поэтому расклад по рублю и юаню сейчас приблизительно один к двум пользу «китайца». Но даже это для нашей валюты, которая еще совсем недавно было замкнута исключительно во внутреннем контуре, очень хороший результат.
Налаживать торговлю в национальных валютах с Китаем куда проще, поскольку экспорт и импорт идет примерно в одинаковых величинах (50 на 50). Следовательно, не возникает проблем с накапливанием ликвидности, и не стоит вопрос о том, куда ее деть. Как, например, это происходит с Индией.
Здесь, конечно, не могу не добавить, что необходимо отказываться от использования долларового эквивалента и измерять торговлю, инвестиции и другие показатели в иных величинах. Впрочем, это вопрос уже носит политический и, даже, геополитический характер.
Далее Мишустин обозначил цифры по совместным российско-китайским крупным проектам. Их насчитывается 80 единиц, а общая сумма инвестиций — 165 млрд долларов. Цифра огромная.
Приоритетные задачи, выделенные Мишустиным следующие:
- Не только открытие китайских производств на территории России, но и открытие наших предприятий на территории КНР
- Сотрудничество в области передовых технологий и перспективных инновационных решений (наука)
- Производство продукции машиностроения для ТЭК. В частности, по нефтепереработке, нефтегазохимии и СПГ
- Судостроение и станкостроительная отрасль
- Сельское хозяйство
Что касается последнего, то здесь премьер-министр КНР Ли Цян отметил, что в Китае порядка 400 млн человек со средними доходами, которые являются потенциальными покупателями российских продуктов питания. Причем речь идет даже не об экспорте зерна, а о продукции глубокой переработки, начиная от мяса, заканчивая кондитеркой.
В целом следует подчеркнуть, что Китай полностью готов развивать сотрудничество с Россией по широким отраслям экономики. Для нас же главное — соблюсти баланс. Сделать так, чтобы сотрудничество было, действительно, взаимовыгодным. И, судя по разворачивающейся работе, именно такой курс был взят правительством.
Константин Двинский
https://dzen.ru