Кто не с нами

Внутренние процессы российского общества последних лет можно трактовать как реактивную работу «по вспышкам» и заливание пожаров  или как проактивную и плановую подготовку к будущим потрясениям.

В случае заболевания организма приходится применять сильнодействующие таблетки и препараты. В экстремальных ситуациях истерику чаще всего успокаивают встряской или пощечиной. А бунт на корабле, обычно, приводит к краху экспедиции либо к уничтожению бунтовщиков.

Когда ставки задраны на небывалую высоту, нужно использовать все возможности для нейтрализации внутренних рисков, иначе рано или поздно придется прибегать к жестким мерам. Или к очень жестким.

В статье Общественный иммунитет мы отметили процессы ускоренной трансформации общественного мнения и разрушения старых, но нежизнеспособных идей.

Проблемные и болезненные вопросы поднимаются на поверхность, подвергаются всестороннему, публичному, порой радикальному обсуждению, в процессе которого каждый зритель, слушатель или читатель может вынести свое собственное, осмысленное суждение. В результате общество вырабатывает какую-​то новую (или подтверждает старую) норму, но уже не «потому что привык так думать», а «потому что посчитал это правильным» т.е. добровольное и осознанное принятие.

Такой механизм пересборки общества можно описать как: поляризация = > самоопределение => консолидация (или разрушение — создание — сохранение).

Аналогичная схема действует в сказках, романах и фильмах, когда герои выходят из какого-​то привычного, но неполноценного равновесия и через тяготы и конфликты приходят к новому равновесию, но на более высоком уровне сознания (внутренний конфликт решается через внешний).

Более подробно этого вопроса касались в статье Пружина развития бьет больно, но аккуратно

В статье Идти нельзя остановиться или Условия Победы в качестве необходимых характеристик устойчивости страны в Долгой Войне мы указали ментальный суверенитет и солидарность общества и элит.

Солидарность:

  • принятие и признание обществом ключевых ценностей, способствующих выживанию и развитию страны;
  • отсутствие непримиримых противоречий и тектонических разломов внутри общества и внутри элит;
  • сходный взгляд элит и общества на основные цели и инструменты их достижения;

Суверенитет:

  • ментальный (самостоятельное определение смыслов, целей и ценностей, а не использование чужой/навязанной повестки и шкалы оценки; обучение по собственным стандартам);

Выскажем предположение (и осторожную надежду), что Власть осмысленно готовит Общество к болтанке и невзгодам предстоящего длинного Пути, готовит себе опору для будущей Долгой Войны и готовит систему к необходимой, но местами достаточно болезненной трансформации.

В российском обществе накопилось много перекосов, несовместимых с периодом турбулентности. И груз привычных, но устаревших идеологем, и природная склонность к инфантилизму и лени, и проявившаяся в сытые времена тяга к комфорту, и имущественные дисбалансы, и закладки внешнего влияния. В мирное время на эти вопросы можно закрывать глаза, но во времена испытаний нерешенные проблемы склонны проявляться в самое неподходящее время и могут стать пресловутой соломинкой или рычагом в руках противников.

Неисправности автомобиля в повседневном использовании могут оставаться незамеченными и незалеченными, но в экстремальных условиях на высокой скорости грозят катастрофой.

Долгое время отношения между властью и народом строились по принципу родителя и подростка. Родитель хочет контролировать ребенка, направлять в «нужное русло»  и максимально избегать проблем с его стороны. Подросток хочет, чтобы у него все было и ему за это ничего не было родитель не лез в его дела, но при этом невозбранно снабжал ресурсами.

Очевидно, что в природе такие отношения не могут длиться вечно. Подросток либо взрослеет и отношения с родителем перерастают в дружеско-​партнерские, либо скатывается обратно в роль ребенка и становится выросшим инфантилом, которому «все должны». В стрессовых ситуациях лучше рядом иметь надежное плечо и опору, а не спиногрыза плачущее и требующее дитя.

Возможно, российская Власть уже прошла свой путь осознания своего места в мире и выработки адекватных ценностей и помогает повзрослеть Обществу в ускоренном темпе.

Чтобы не применять таблетки, организм закаливают. Своевременное техобслуживание снижает риски поломки двигателя под большой нагрузкой. Чистка оружия придает уверенности, что в нужный момент пистолет выстрелит в противника, а не взорвется в руках.

А что будет, если Власть и Общество не достигнут солидарности и народ не повзрослеет?

Вероятно, эту слабость постараются взять в оборот внешние и/или внутренние противники, чтобы использовать народ в качестве тарана против ВПР. Власть для сохранения устойчивости будет вынуждена подавлять восстание силовым методом и применять репрессии. А там — как пойдёт. Очевидно, что такой раздрай не способствует жизнеспособности государства и может привести к смертельной атаке с внешней стороны в момент слабости.

Соответственно, для всех нас лучше, чтобы общество было готово к предстоящим испытаниям в т.ч. эмоционально и  ментально, чтобы избежать паники, бессмысленного бунта и ударных доз антибиотиков в ответ.

Также в качестве необходимых для Победы условий мы указывали управляемость, которая рождается на стыке власти и народа.

Управляемость:

  • выстроенная система принятия и реализации решений (с надлежащим балансом полномочий, наград и ответственности);
  • минимально достаточный бюрократический и чиновничий аппарат для распределения, обеспечения и контроля;
  • работающая правоохранительная и судебная системы;
  • налаженная информационная работа и обратная связь между обществом и ВПР;

Одним из перекосов нашего общества можно назвать бюрократический и чиновничий аппарат, в котором можно увидеть дисбаланс приносимой пользы и потребляемых ресурсов. т.е. в некоторых случаях чиновники из симбионтов превращаются в паразитов.

В сытые времена глисты и блохи не приводят к смерти животного, но нагрузку паразитов на ослабевший организм можно считать вредительством.

Рано или поздно Власти придется разбираться с этой частью себя, приводя к балансу полезность и затраты ресурсов на процесс управления.

Признаки такой работы уже видны. Принятие решений по многим вопросам спускается на места (вызывая там недоумение и легкую панику), все чаще в словах ВПР появляется «ответственность», того и гляди дойдем до профессиональных управленцев, ориентированных на удовлетворение потребностей народа. Но не будем так далеко загадывать.

Части властных структур тоже предстоит взросление и перепрошивка, приведение к новой норме и новым правилам игры, сброс груза непроизводительного баласта,

А что будет, если высшая Власть и среднее звено властных структур не достигнут солидарности и чиновничество не повзрослеет? Что будет, если на местах будут не исполнители воли ВПР и «служилые люди», а работающие на себя царьки, превратившие должность в ренту и бизнес? Обычно, девиз «После нас — хоть потоп» приводит как раз к потопу, который смывает оторвавшихся от жизни и народа паразитов.

Можно предположить, что чиновники будут сопротивляться изменениям и урезанию кормушки, пытаться работать «по-​старому», всячески избегать ответственности.  Решения ВПР будут профанироваться и топиться в бюрократическом болоте. А в военной системе решения и приказы должны выполняться точно и в срок.

Ресурсная ограниченность и дефицитная экономика склонна к распределительной системе и мы видели на примере позднего СССР, к чему это приводит — и нам не понравилось. Также, можно предположить, что эту слабость постараются взять в оборот внешние и/или внутренние противники и использовать чиновников для обострения конфликта Власти и народа. Система будет терять устойчивость и управляемость, что на высокой скорости недопустимо.

Тогда бюрократический бунт, саботаж и фронду ждет жесткий ответ Власти. С громкими делами, посадками, конфискациями и прочими прелестями раскулачивания чиновников. Старая недобрая опричнина.

Возможно, в нынешнем дне эти изменения кажутся чем-​то невероятным и далеким. Но, возможно, ВПР видит и делает не из «сейчас», а из «завтра». И тогда эти действия и решения будут выглядеть логичными, необходимыми и единственно возможными.

Здоровый организм может преодолеть много трудностей и выдержать долгий путь. Устойчивая система может регулировать сама себя, не теряя преимуществ и не рассыпаясь на части. Крепкий корабль пройдет через шторм.

Лично про Путина кто-​то сказал: «он смотрит из завтрашнего дня». Может быть, так оно и есть.

Может быть, понимая, что встретит нас там, за горизонтом, он пытается системно изменить общество, властные структуры и помочь повзрослеть народу, повышая шансы на выживание страны. Если удастся это сделать, то уже не будет иметь решающего значения, кто именно находится у власти. Здоровая система будет поднимать наверх адекватных людей и вовремя корректироваться в случае ошибок.

В случае успеха устойчивая, правильно сбалансированная система, в которой каждый делает своё дело, станет лучшим и самым надежным… преемником. И многие вопросы отпадут или решатся сами собой. В здоровом теле — здоровый дух.

Возможно, эти процессы нам мерещатся, а, возможно, обусловлены объективными условиями завтрашнего дна. Сурового, жесткого, целеустремленного нового мира.

Мира, где буря сменяется полным штилем. Мира, где приходится тяжело работать, чтобы просто выжить и сохранить надежду увидеть берег. Мира, где тяготы Пути и конкуренция за крохи сухаря озлобляют и ожесточают.

Мира, в котором Россия с её народом и ресурсами может и, значит, должна стать Ковчегом.

Мира, в котором мы должны сохранить лучшее в себе и остаться Людьми.

Мира, в котором мы пройдем через ураган и увидим ясное, звездное небо.

Telemax
https://aftershock.news

Оставить комментарий