Президент России Владимир Путин присвоил Юлии Чичериной звание заслуженной артистки России.
Это, насколько мне известно первое пополнение численности заслуженных артистов России с начала СВО.
А пополнять надо, потому что поголовье заслуженных артистов, народных режиссеров и прочей творческой интеллигенции в России катастрофически уменьшилось. И отнюдь не в связи с тем, что все они записались добровольцами на фронт. Они как бы это сказать покультурнее… дезертировали из страны. Причем дезертировал такой процент культурной элиты и такого уровня, что это модно было бы считать страшнейшим ударом по русской культуре.
Можно было бы считать.
А можно и не считать.
Потому что какая это, к черту, культура? И какая, к черту, русская?
Что русского и культурного было в том, что производила вся эта тусовка?
«Зулейха открывает глаза» — русская культура? «Голая пионерка» — спектакль, про советских солдат и несовершеннолетнюю пионерку – русская культура? Акунинская «История», в которой «стайные полигамы накапливали ликвидность» – русская культура?
Ну, кому и кобыла – культура, конечно.
Только целевая аудитория этой культуры штурмовала пункт перехода Верхний Ларс на велосипедах, чтобы сбежать от мобилизации. Потому что какая культура такая и аудитория.
Половина «культуры» по причине моральной невыносимости жить в стране, которая воюет с соседями оказалась в Израиле, кое-кто в США, в Британии и других странах-миролюбцах.
Это, кстати, вполне точно описывает степень их искренности в неприятии войны. Не войну они не любят. Они русского мужика не любят. Боятся его. Он им тихим и пьяненьким мил – жалкий и безопасный. А злой и собранный он им внушает ужас.
Они совсем не глупы. Они в состоянии просчитать следующий ход. А он будет состоять в том, что трезвый и злой русский задаст вопрос о том, кто же все это время мешал ему пробудиться и почему.
И начать делать выводы. Не по паспорту. Хотя и по нему во многих случаях тоже можно.
Оказалось, что стране нужна другая культура и она есть.
Есть в стране и музыканты, и артисты, и поэты, и режиссеры, и писатели.
Только их приходится доставать из подполья, из андеграунда, из маргинальщины.
И в эту маргинальность, а подполье они не сами забрались из огромной любви к нонконформизму. Их туда загнали. Выдавили. Те самые люди, которые сейчас скорбят о России из Израиля.
И их пособники.
Это была приросшая к государству клановая машина потребления государственных благ – званий, бюджетов и подавления конкурентов.
Она выросла в тени коридоров и кабинетов, в традиции личных отношений.
Это было удобно. «Культурка» жевала бюджеты, исправно делилась с теми, кто эти бюджеты распределял и их руками выдавливала конкурентов. Чиновники получали свое в плюс к прекрасной отчетности. И обе шестерни этой машины старательно держали народ от «культуры» подальше. Потому что дикари-с. Могут не понять-с. То есть понять, но не оценить.
И вот началась СВО и шестерни на какое-то время заклинило.
Я думаю, самое время разобрать эту гнусную машинку.
Публичность должна прийти на место кулуарности. Культурный Госзаказ должен прийти на место постоянного финансирования.
Государство должно быть открытым заказчиком тем для творческой иииииинтеллигенции. А она должна открыто публиковать то, что предлагает государству у них купить на деньги налогоплательщиков.
При этом государство не в виде одного лишь МинКульта. Нет. Министерство Обороны, госкорпорации и так далее тоже должны иметь возможность заказывать произведения по своей тематике.
Газпром о геологах, например. МинОбороны – о карьере военного летчика.
Но все это – на основе открытости.
Сбежавшие «творцы» никогда больше не должны вернуться в систему. И это может гарантировать только открытость.
И только открытость может защитить таких как Юлия Чичерина от мести со стороны озлобленной «тусовочки».
У нас есть и помимо Чичериной достойные люди искусства. Есть Андрей Шальопа, который сейчас снимает фильм про лётчицу Литвяк, есть Дмитрий Ревякин, Александр Пелевин.
У нас нет нехватки в творцах.
Единственное чего нам не хватает в этой области последние лет пятьдесят – это честности.
И ждать ее появления из коридорчиков и кабинетиков – дело бесперспективное.
Честность не плесень – сама не вырастет.
Ее надо приносить в эти кабинеты и коридоры снаружи. А для этого их надо открыть.
Роман Носиков
https://riafan.ru
Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u1438141/data/www/putin-today.ru/wp-includes/comment.php on line 959