Поднимаем с нуля! Россия наращивает выпуск отечественных корабельных двигателей.

Как правило, важнейшие события в нашей стране происходят тихо и без лишнего ажиотажа. Вот и сейчас мало кто обратил внимание на то, что «Северная верфь» получила новый полностью отечественный дизель-газотурбинный агрегат М55Р для фрегата проекта 22350 «Адмирал Исаков». Таким образом, фрегат станет вторым из новейших надводных кораблей, оснащённым российской, а не украинской установкой. Как наша страна в короткие сроки подняла с нуля целую высокотехнологичную отрасль – расскажу в этом выпуске.

Морской дизель газотурбинный генератор М55Р. Фото взято из открытых источников.

РЕАЛЬНАЯ УГРОЗА СРЫВА
Промышленная мощь Советского Союза распределялась по всем его республикам исходя из экономической и политической целесообразности, а также из наличия достаточного количества соответствующих квалифицированных кадров. Всё это работало в рамках единой системы, но стало проблемой после развала СССР, когда ряд важных производств оказался за пределами российских рубежей. В частности, весь военно-морской флот России стал зависеть от поставок судовых газотурбинных двигателей с украинского предприятия «Зоря» в Николаеве (сегодня он не функционирует). Сотрудничество с которым, после 2014 года прекращено.

В первую очередь пострадали «рабочие лошадки» нашего военного флота – корабли проектов 11540 и 1155, которые обеспечивают наше присутствие в мировом океане. Возникла проблема с плановым ремонтом сторожевиков «Ярослав Мудрый» и «Неустрашимый», большого противолодочного корабля «Адмирал Чабаненко». Но самое главное – под угрозой срыва оказалась вся программа строительства новых кораблей. России срочно потребовалось в сжатые сроки, фактически, с нуля создать у себя целую отрасль.

Новейший отечественный корвет «Меркурий». Фото взято из открытых источников.

ТОЛЬКО СВОЁ
События 2014 года предали ускорение работы по импортозамещению в судовом двигателестроении в России. За три года «ОДК» разработала технологию серийного производства газотурбинного двигателя мощностью 27500 л.с для крупных надводных кораблей, газотурбинного агрегата на базе двигателя М70ФРУ-2 для кораблей на воздушной подушке, и реверсивного ГТД М70ФРУ-Р для надводных кораблей малых классов. Параллельно осуществив техническое перевооружение предприятия, технологическую подготовку производства, строительство стендовой базы для испытаний морских двигателей и агрегатов.

К настоящему моменту в ОДК создана целая линейка морских газотурбинных двигателей мощностью от 7000 л.с., полностью покрывающая потребности российского военно-морского флота, включая потребности лучших в мире фрегатов проектов 22350 («Адмирал Горшков») и 11356Р («Буревестник»), отличных корветов проекта 20386 («Меркурий»), десантных кораблей на воздушной подушке проектов 12061(«Мурена») и 12322(«Зубр»), а также кораблей, уже находящихся в эксплуатации.

Новейший российский десантный корабль «Мурена». Фото взято из открытых источников.

НУ И ЧТО ДАЛЬШЕ?
Ещё недавно «ОДК» сообщила о планах по поставкам российскому флоту двадцати ГТД М90ФР. Если учесть, что такие двигатели на корабли устанавливаются парами, а один комплект точно уйдёт на строящийся корвет «Меркурий», остаётся 9 комплектов судовых силовых установок. По действующей государственной программе вооружений 2018-2027 годов, в постройке находятся шесть фрегатов проекта 22350. Два из них «Адмирал Головко» и «Адмирал Исаков» новые российские двигатели уже практически получили.

Находящиеся в постройке «Амелько», «Чичагов», «Юмашев», «Спиридонов», также получат полностью российскую силовую установку. Оставшиеся три комплекта прямо указывают, что российский флот получит ещё как минимум три фрегата, которые усилят его Тихоокеанскую мощь.

Российский фрегат «Адмирал Головко». Фото взято из открытых источников.

ЧТО С ТОГО:
Всё сказанное означает не просто успех отдельно импортозамещения силовых установок для нашего ВМФ. Как выясняется, у ГТД М90ФР открывается достаточно широкий экспортный потенциал. По своим масса-габаритным и эксплуатационным характеристикам, особенно по КПД, он заметно превосходит зарубежные аналоги, а по конструктивным особенностям достаточно легко вписывается в требования по замене отработавших своё двигателей на кораблях иностранных проектов. Теперь на этом рынке Россия сможет потеснить европейских, японских и корейских поставщиков. Между тем, на Украине, бывшей когда-то гордостью советского двигателестроения, царят совсем другие тенденции. Потерять высокотехнологичное производство очень просто, а восстановить его почти невозможно. У России получилось и это действительно серьёзное достижение, о котором должна знать вся страна!

ОТЕЧЕСТВО 2.0
https://dzen.ru

Оставить комментарий

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: