Так, с чего б начать, с чего б начать.
Вы, дорогие друзья, наверняка сталкивались в последнее время с заходом: (официальные) военные должны начать говорить нам правду, только правду и ничего кроме правды. Настало время быть честным с народом. После отступления из Харьковской области пришла пора есть землю и посыпать голову пеплом.
Заход хороший, творческий, на нём много подписоты каруселями срубить можно.
Одновременно с тем требовать от Минобороны честности и прозрачности во время горячей фазы военного конфликта, дорогие друзья, — занятие совершенно бессмысленное. У Министерства это, более того, прямым текстом на сайте прописано:
«В РФ к гостайне могут быть отнесены следующие сведения:
— в военной области: о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управление по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развёртыванию ВС РФ, об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и использовании мобилизационных ресурсов; о планах строительства ВС РФ, направлениях развития вооружения и военной техники… о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и оперативной обстановке».
Тут хоть десять миллионов подписчиков себе в телеграм-канал набери – даже такой массовкой выть в сторону Минобороны бесполезно.
Это не значит, что на земле все действия военного ведомства будут обязательно правильными. Мы за всю свою жизнь ни одной структуры не видели – ни государственной, ни частной – которая от начала до конца всё делала бы правильно.
И тем не менее: не надо долбиться головой об монитор каждый раз, когда в нём Конашенков зачитывает сводки за день. Голова у вас одна, а монитор – жалко. Игорь Евгеньевич говорит то, что можно доносить до внешней аудитории.
Это в том числе делается и для дальней аудитории, которая оценивает перспективы долгосрочного сотрудничества с нашей с вами Федерацией, их долгосрочные интересы нам нужно замыкать на себе – и пока мы это делаем, речи о внешнем проявлении слабости идти не может, с какими бы трудностями мы ни сталкивались.
Если по-прежнему хотите честного разговора со структурами, деятельность которых сопряжена с грифами секретности, что ж.
Небезызвестный вам журналист Ваня Сафронов тоже просто хотел честно поговорить – и не один раз – на темы, честного и открытого разговора с ним не предполагающие.
Заехал на 22 года. Совсем недавно было.
Второй момент: видим, пошла гулять мулька, мол, ну, конечно, что вы хотели от армии мирного времени, конечно, она сдулась.
Этот заход даже объяснить себе сложно. Армия Российской Федерации в последние годы должна была безостановочно с гастролями по всему периметру колесить и раздавать всем люлей направо и налево, чтобы набраться боевого опыта и затем с колёс к хохлам зайти – так, что ли?
Или ей в (относительно) мирные последние полтора десятилетия надо было кадровый состав держать выше 4 млн человек, чтоб как в сорок первом было? В 2022 г. с двухмиллионной армией (с учётом бэкофиса) расходы на национальную оборону, если память не подводит, составляют около 3,5 трлн рублей. Это большая сумма. Хотите армию в два раза больше – умножьте эту сумму на два. Хотите одеть и оснастить целиком по последнему слову техники и проводить с ней военные операции – ещё смело на два умножьте.
Поздравляем, вы только что порулили бюджетными средствами в размере 14 трлн рублей, это примерно 55% доходной части бюджета государства в 2021 году – и эта инвестиция самостоятельного дохода не предполагает.
Нас, конечно, называют турбопатриотами, дорогие друзья, но мы исходим из того, что возможности нашего государства не безграничны, несмотря на обилие энергоресурсов и продовольствия.
Уничижительное отношение к российской армии не понимаем. Без российской армии и российского ВПК сегодня не шло бы речи об освобождении восточной части Украины от киевского режима.
Кто бы и что бы сегодня ни писал в адрес Министерства обороны, подозреваем, это не оно сказало, что, пф, конечно, нам не нужно больше людей и больше средств, мы и так справимся. Логика военного министерства (как и любой другой крупной структуры) всегда будет обратной: дайте нам больше специалистов и больше технических и бюджетных средств.
Это нормальная логика.
Но одновременно закрыть все потребности по военным и гражданским направлениям невозможно, потому что казна не резиновая. Вопрос грамотного расхода средств, да, есть, он в любой структуре есть, но выцепить ошибку реализации внутри закрытой структуры внешние наблюдатели физически не могут, они в лучшем случае фиксируют эту ошибку пост-фактум.
А про ретроспективную оценку ошибок в публичном пространстве ещё Достоевский говорил в «Записках из подполья»:
«И как тяжело мне было, господа, уверяю вас, понять эту проблему. Может быть, даже самую главную проблему нашу! К иному приглядишься: и светел, и умён, и помыслы у него чистые, и мир он как на ладони видит – и спасти его прямо сейчас, прямо сию минуту готов, дай только развернуться как следует. Одна беда: полжизни у него уходит на ведение блога в интернете, пока властная вертикаль дебет с кредитом сводит».
Так, третий момент.
Пришёл к нам вчера подписчик Роман Мищенко с нашим медведем на аватарке, встал на табуретку посреди чата и декламировал: «Или эти генералы не способны командовать, или способны, но врут наверх (всё есть, всем обеспечены, всего хватает, перемалываем противника, через месяц будем в Киеве). При обоих вариантах этих генералов надо менять.»
Роман уже переселился в Загаражье по программе реновации (попробуйте и вы!), и у этой истории есть две морали.
Первая. Наш чат – последнее место в рунете, где у вас будет возможность уныло выть на луну или любой другой объект материального мира. Да, цензура, репрессии, всех подписчиков растерям – нам это параллельно совершенно. Мы уже четыре года как всех подписчиков теряем.
Мораль вторая. О ней мы уже писали, но давайте напомним себе на всякий случай. Геншаб, генералы, АПэшка, элиты, чинуши, олигархи, обыватель – это всё собирательные абстракции. Хочешь обличать – будь мужиком, обличай по-настоящему. «Генерал такой-то», «сотрудник Администрации президента такой-то», «чиновник такой-то» — сделали плохое в конкретный срок, что привело к плачевным результатам.
С этим будь готов идти в суд, разумеется, если встречный иск за клевету прилетит.
Не можешь так делать в публичном пространстве и просто фигачишь унынием по площадям? Тогда не расстраивайся, если кто-то спутает тебя с хохлом или посчитает истеричкой. Время сейчас непростое, и неконкретики кругом слишком много, чтобы детально в каждом отдельном случае разбираться.
Ещё раз: чтобы какая-то крупная структура невпопад сказала, что ей всего хватает и не нужны дополнительные кадры и средства, расходы на которые покроет бюджет – это нонсенс. Любая крупная структура по умолчанию будет искать способы для получения большего количества средств.
Там единственный вопрос в контроле над расходами (чтобы фактическая укомплектованность билась со штаткой подразделения, например), но сказки про «всё есть, всем обеспечены, всего хватает» по интернету разносить не надо, такого даже в мирное время не бывает. Последствия такого захода зачастую – это урезание бюджета на следующий год, потому что зачем выделять дополнительные средства, если руководство сказало, что всё хорошо.
Это любой руководитель знает вне зависимости от его моральных качеств.