«Норникель» освоит литиевое месторождение, а «Росатом» построит свою гигафабрику. Встречаем полностью российские аккумуляторы

Весной 2022 года было объявлено о планах совместного освоения «Росатомом» и «Норникелем» Колмозерского месторождения лития в Мурманской области. Незадолго до этого «Росатом» приступил к строительству завода литий-ионных батарей. Так закладывается фундамент производства в России литийсодержащей продукции полного цикла: от добычи сырья до выпуска готовых изделий.

Вопрос необходимости

Литий-ионные системы хранения популярны благодаря высокой скорости накопления и отдачи энергии, большому количеству циклов работы, компактности, простоте обслуживания, отсутствию потери емкости, возможности зарядки в любое время.

По словам первого замдекана факультета экономики и бизнеса Финансового университета Ивана Петрова, внутренний спрос РФ составляет 8 тыс. тонн солей лития в год. При этом стоимость сырья на мировом рынке за последний год выросла на 423%.

Взрывной спрос на литий-ионные аккумуляторы (ЛИА) связан в том числе с развитием электротранспорта. По прогнозам ИА Bloomberg, в ближайшие 10 лет потребность в ЛИА вырастет в 10 раз. Объем произведенной мощности в 2021-м уже вырос вдвое в сравнении с предыдущим годом и составил 296,8 ГВт*ч. При этом три самых крупных игрока этого рынка (все находятся в Азии) выпустили вместе более 65% общемирового объема.

Помимо электромобилей литий используют в термоядерных энергетических установках, атомной энергетике и электронике, в изделиях военно-промышленного комплекса, при производстве стекла и смазочных материалов.


Текущее положение

На сегодняшний день в России функционируют несколько предприятий по производству литий-ионных батарей. Но все они собирают аккумуляторы из импортного сырья и компонентов. В числе самых крупных заводов можно выделить «Лиотех» в Новосибирской области, Aspil Energy в Пятигорске, ОАО «НИАИ «Источник» в Санкт-Петербурге, «Уралэлемент» в Челябинске, «Сатурн» в Красноярске.

Основными импортерами сырья долгое время были Китай, Боливия, Аргентина и Чили. В середине апреля две последние страны ввели санкции и прекратили поставки. Это привело к угрозе дефицита ЛИА на российском рынке.

В настоящее время в РФ предполагается наладить полный цикл производства литий-ионных батарей: от добычи сырья до выпуска готовой продукции. Планируется осваивать месторождения на Кольском полуострове, в Сибири, Дагестане и Якутии.

Объединение сильнейших

Для реализации вышеописанных планов компании «Росатом» и «Норникель» решили вместе разрабатывать Колмозерское месторождение в Мурманской области. Оно является наиболее перспективным и содержит 18,9% всех российских запасов лития. Ранее российские месторождения не разрабатывались, потому что импортировать сырье было экономически выгоднее. Но иностранные запасы истощаются, а потребность в литии растет. Это повышает ценность таких мест, как Колмозерское месторождение.

В рамках сотрудничества планируется создать совместное предприятие с равным распределением долей между участниками. Помимо производства будет запущена линия глубокой переработки лития. Всё это позволит обеспечить независимость стратегически важной отрасли страны от внешних факторов.

Не хуже, чем у Маска

«Росатом» собирается не только добывать литий, но и перерабатывать его. Займется этим дочерняя компания «Рэнера». Еще в марте 2021 года она приобрела 49% акций южнокорейского производителя литий-ионных батарей Enertech International.

В рамках заключенного договора «Рэнера» должна построить в России завод по выпуску ЛИА. Изначально срок запуска линии был назначен на 2026 год. Но в связи с высоким спросом на продукцию открытие перенесли на 2025-й. Мощность завода к 2030-му году составит около 3 ГВт*ч в год (общая емкость выпускаемых батарей). При этом уже рассматривается план ее увеличения до 12 ГВт*ч в год. Располагаться предприятие будет в Калининградской области на площадке Балтийской АЭС.

«… новая фабрика … не будет иметь прямых конкурентов в России: объемы производства на порядок превысят выпуск существующих заводов, а преимущество в себестоимости за счет эффекта масштаба составит не менее 40%», — сказал Николай Посыпанко, руководитель направления регулирования энергорынков консалтинговой компании Vygon Consulting.

Большим подспорьем гигафабрике будет то, что с 2023 года не менее 60% литиевых батарей в госзакупках должны быть российскими. Основными потенциальными партнерами завода называют участников концепции развития электротранспорта РФ. Среди них ГАЗ, КамАЗ, «Волгабас», создающие собственные электромобили, и «Автотор», собирающий Kia и Hyundai.

Само название «гигафабрика» перекликается с серией заводов компании Tesla. Они также производят литий-ионные аккумуляторы. Их глава Илон Маск ранее активно призывал увеличить добычу лития и снизить разрыв между спросом и предложением. По его словам, дефицит лития тормозит развитие электротранспорта.

«Я бы обязательно поощрял предпринимателей, которые пытаются войти в литиевый бизнес. Запасы лития — ключевые для нас на данный момент», — заявил Маск.

Как вы думаете, специально ли «Росатом» дал своему заводу название «гигафабрика»? И сможет ли через несколько лет российская литий-ионная индустрия по праву сказать: «Как тебе такое, Илон Маск»?

Проект SFERA Live
https://zen.yandex.ru/media/sferalive

Оставить комментарий

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: