Выход в Индийский океан. Россия начинает мегапроект в Афганистане

С полей приходит очень интересная информация. Россия совместно с иными заинтересованными лицами намерена построить трансафганскую железную дорогу, которая выйдет на Пакистан и, следом, на Индию.

Подобный проект следует рассматривать не только с экономической, но и с геополитической точки зрения. Наверное, даже в первую очередь.

На днях прошли переговоры между РЖД и Узбекскими железными дорогами (УЖД). Обсуждался проект строительства трансафганской железной дороги Термез — Мазари-Шариф — Кабул — Пешвар. Если говорить о цифрах, то они приблизительно следующие.

Стоимость железной дороги составит 5 млрд долларов. Грузооборот — 20 млн тонн.

РЖД и УЖД договорились о следующем:

  • обмен техническими и картографическими параметрами между проектными структурами и НИИ
  • проведение предварительного расчета параметров проекта, маршрута и т.д. с доведением информации до афганской стороны
  • присоединение афганских структур к Совету СНГ по железнодорожному транспорту

Предварительная стоимость проекта не является высокой. Она в два раза меньше, чем стоимость второго этапа расширения БАМа и Транссиба. Россия легко может и в одиночку построить трансафганскую магистраль.

Для нас данный проект является чрезвычайно важным. Конечно, это выход к Индийскому океану. Но, главное, — это выход на Индию. К сожалению, несмотря на достаточно теплые отношения между Москвой и Нью-Дели, экономическое сотрудничество развито не на должном уровне.

Всему виной логистика. Морем до Индии далеко как от портов Черноморского бассейна, так и от портов Тихого океана (расстояние примерно одно и то же). Весь потенциал российского экспорта-импорта «съедается» более близкими странами. Для западного направления это ЕС и Ближний Восток, для восточного — Китай, Япония, Вьетнам.

Торговля с Индией идет в основном сырьевой продукцией. Для развития высокотехнологичного экспорта нужны альтернативные маршруты. И таким как раз может стать трансафганская железная дорога.

Плюс не будем забывать про Пакистан. Это также огромный рынок сбыта. Но Индия куда интереснее не только в экономическом, но и в геополитическом плане.

Тем не менее у данного проекта имеется много противников. В первую очередь, это Китая (дружба дружбой…). Во-первых, Пекин сам заинтересован в полном контроле над Афганистаном.

Именно поэтому КНР активно налаживает контакты с новыми афганскими властями. Афганистан — доступ КНР к Индийскому океану. С Пакистаном отношения налажены отлично, но для гарантии необходимо взять под контроль и Кабул.

Во-вторых, сближение России и Индии даже на экономической основе противоречит интересам Китая, поскольку создает ему геополитическую угрозу. Сейчас Россия не может по объективным причинам конкурировать с Китаем, однако союз с Индией может претендовать на ведущую роль в глобальной системе мироустройства.

В настоящий момент Индия в виду отсутствия альтернатив китайской угрозе тяготеет к США. Но индийско-американское сотрудничество возможно только потому, что Россия не предлагает полноценного геополитического союза.

Причин здесь много. Это и прокитайское лобби в России, и объективная удаленность Индии от России, и иные факторы. Тем не менее, проблему необходимо решать скорейшим образом.

Таким образом становится очевиден тот факт, что трансафганская железная дорога имеет важное значение для геополитических интересов России. Тем не менее это только один из проектов по наращиванию геополитического влияния. А подобные проектов имеется огромное количество.

Константин Двинский
https://zen.yandex.ru/media/dvinsky


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u1438141/data/www/putin-today.ru/wp-includes/comment.php on line 959

Оставить комментарий

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: