Россия-Беларусь. «Система ниппель»

Почему перспективы российско-белорусских отношений крайне печальны? Всё достаточно просто на самом деле. Никаких секретов по факту тут нет. Пишутся длинные аналитические статьи, сталкиваются мнения, но ничего хорошего на горизонте не проглядывается, несмотря на все усилия. Хочется «предсказать»: и не получится ничего хорошего. Почему? А с самого начала при выстраивании отношений по линии Москва-Минск были допущены принципиальные ошибки и сейчас невозможно что-то поправить. Схема сложилась, и схема сложилась категорически неверно.

Как говорится каждый контракт и каждое соглашение стороны, его принимающие, понимают по-разному. Что, собственно говоря нормально. Все мы заботимся о своих интересах. В первую очередь о своих. Но в случае с Белоруссией всё получилось максимально брутально. Видимо сказалось отсутствие в Белоруссии дипломатических традиций. С их точки зрения смысл всех соглашений с Россией в том, что они что-то там должны получить именно за сам факт подписания. Что России позарез надо подписать с Белоруссией какую-то там бумаженцию. И вот за сам факт этой подписи на Белоруссию должен пролиться денежный дождик.

Сложилась какая-то абсолютно неверная концепция, что России без Белоруссии не жить ни разу и Россия должна изо всех сил цепляться за эту чудесную страну. Ситуацию усложняет тот факт, что миллионы российских граждан изо всех сил настаивали на «дружбе с братским белорусским народом», люди никак не могли понять, что от этой красивой концепции остался только «фантик от конфетки, сложенный в форме конфетки».

Баланс интересов и его отсутствие

Понимаете, в чём дело, любая договорённость, сделка, контракт, соглашение должны быть взаимовыгодны, иначе — никак. На этом и построена человеческая цивилизация: нам выгодно быть вместе. Когда допустим внутри общества нарастает социальное неравенство, то рано или поздно это заканчивается жёстким конфликтом с применением насилия именно по той простой причине, что кому-то уже стало невыгодно… То же самое мы имеем, например, с Евросоюзом: некоторые страны начинают считать себя «обделёнными», причём как богатые, так и бедные. Нарастают естественные противоречия. То есть для выгодного и длительного взаимодействия надо учитывать не только свои интересы, но и интересы партнёра. То есть выгоду из взаимодействия безусловно надо извлекать, но «увлекаться» этим не стоит — побьют. Надо искать разумный баланс интересов.

В этом и заключается основная проблема психологии белорусов: они считают всё строго в одну сторону. «Обратка» их не интересует в принципе. Просто постарайтесь прикинуть аналог подобного поведения в личных/деловых отношениях… прикинули? Если вам что-то сделали, подарили, то хорошо воспитанный человек обязательно постарается «не остаться в долгу»: тоже подарить что-то, пригласить в гости/ресторан, «покемона» подарить и т.д. Если вы не понимаете почему, то в вашем воспитании есть определённые пробелы. Как говорится: «Хочешь поставить воспитанного человека в неудобное положение — окажи ему услугу, за которую он не сможет рассчитаться». И ведь не поспоришь. Что вам приятней вспоминать: когда вы кому-то помогли в сложной ситуации (пусть вам даже спасибо не сказали) или когда вас кто-то «вытягивал»? Нормальному мужчине, как правило, первую ситуацию вспоминать гораздо приятней.

Как-то не хочется быть кому-то должным или обязанным. Не хочется… Даже по мелочи. Есть такая особенность в человеческих отношениях. Именно поэтому обычно используется не логика: «Дают — бери, бьют — беги». Такая логика хороша для тех, кто «воспитывался в плохом детдоме». Даже Лукашенко побывав на солнечной земле Азербайджана и получив орденок от господина Алиева, пообещал его отработать. Что в принципе логично и правильно. Хотя для государственных лидеров подобная награда не является чем-то необычным и исторически ни к чему особому не обязывает (просто знак вежливости и уважения). Но это конечно если знать историю дипломатии. А так конечно — пусть «отрабатывает». Благодарность и трудолюбие, безусловно, украшают любого человека, а особенно президента.

В отношениях с той же Европой это понимание, что «за всё нужно платить» у белорусов в каком-то смысле присутствует. МИД РБ приложил гигантские усилия в последние годы для налаживания отношений с Европой (оказывая при этом «услуги») правда особых результатов, при этом не добившись… Проблема заключается в том, что именно в отношениях с Россией существует какое-то «слепое пятно»: белорусы не видят и не понимают очевидных вещей. Причём вещей очевидных при общении со всеми остальными странами (включая необандеровскую Украину). Почему многим не нравятся так называемые «братские отношения»? А потому что в их рамках белорусы относятся к России с меньшим уважением, чем даже к Литве или Польше.

И в руководстве Белоруссии и в народе существует ясное понимание, что даже с Литвой «отношения надо выстраивать», что «всё не так просто». Что для достижения хороших отношений нужно работать. Но не с Россией. Почему-то вся «особость» отношений с Россией выражается в том, что Россия «должна» Белоруссии. Белоруссия же России не должна ничего по определению. Более того, даже выказывать России какое-то уважение и считаться с чувствами и мнениями россиян абсолютно необязательно: в РБ развилось такое особое искусство — весело хамить восточному соседу.

В 2008-2009 годах конфликт был именно вокруг разной оценки ситуации: в Кремле считали, что самое меньшее, что может сделать Минск в благодарность за многомиллиардные дотации — это признать Ю.Осетию и Абхазию. То есть русские наивно предполагали, что их белорусские партнёры прекрасно понимают, что бесплатных пирожных не бывает и за всё нужно платить. Однако такая позиция никакого понимания в Белоруссии не встретила. Белорусы вполне искренне считают, что там было «нарушено международное право» и что правильная позиция — это сохранение территориальной целостности Грузии. И это абсолютно не мешает примерно тем же самым людям получать помощь от того же «нарушителя международного права».

Вот именно с этого момента начались конфликты и скандалы в полный рост. Разницу понимания ситуации легко почувствовать, если вспомнить, что белорусы, говоря об этом периоде, обязательно вспоминают «молочные войны» (но не 5-ти дневную войну). Совпало как-то, да? По сути дела все эти «ограничения поставок» — эрзац совести. Раз белорусам было абсолютно не стыдно в тот роковой день не поддержать «лучшего союзника», то их стали бить по кошельку. И белорусы стали громко кричать. То есть не такие уж они и «бесчувственные». Это знаете, как в обычной жизни: если человек не понимает головой, то его начинают «бить рублём», ну или ногами…

Но по сей день все эти периодически вводимые ограничения на поставку мясомолочной продукции вызывают в Белоруссии только искреннюю обиду, но никакого понимания. По факту выяснилось, что Россия может давать/не давать кредиты, пускать/не пускать белорусскую продукцию на свой рынок — на политику/риторику официального Минска это влияет очень слабо. То есть вопроса: «А что мы вам за это должны?», у минских политиков не возникает никогда. Вообще никогда. Дают — надо пользоваться, не дают — надо плакать и громко кричать… Такие вот «братские отношения».

Ты мне, я тебе

Какие-то серьёзные проблемы с «социализацией» у белорусских политиков. Вот этот самый «волшебный вопрос»: «А что я тебе за это должен?», позволяет решить процентов 60 межчеловеческих/межгосударственных отношений. Этот самый «социальный навык» приобретается детьми в благополучных семьях достаточно рано. Неважно «хороший» человек с которым ты «контачишь» или не очень. «Баш на баш», «ты — мне, я — тебе». И пусть никто не уйдёт недовольным. Закрыли проект, рассчитались со всеми «интересантами» и всё, можно жить дальше. На первый же взгляд политика взять побольше, но не давать ничего выглядит гораздо более выгодной в социальном отношении: ты как экскаватор «гребёшь под себя». Но у людей (в отличие от холодных рыб) память побольше, чем 3 секунды… И они запоминают «экскаваторов». И с определённого момента начинаются проблемы. С «экскаватором» дел больше иметь не хотят. Улыбайся не улыбайся, плачь не плачь.

Видите ли, в чём дело: есть какие-то там сложные и «многомудрые» политические концепции не доступные широкому кругу читателей. А тут всё просто, пошло и банально: понимание принципов «ты — мне, я — тебе» доступно любому разумному воспитанному человеку. Нарушение же данных принципов ведёт к большим проблемам в социализации. Никто не любит «халявщиков».

То есть вопрос: «А что я тебе за это должен?» — это не признак глупости, а признак хорошего, правильного воспитания. Не стоит оставаться кому-то должным. А ещё лучше выяснять этот вопрос до «оказания услуги».

Растущий же негатив в отношении Белоруссии и резкое ухудшение политических отношений Москва-Минск объясняется именно категорическим нежеланием белорусской стороны предоставлять что-то взамен полученных «ништяков», а не какими-то «страшными политическими тайнами». Тут господин Лукашенко любит «наводить тень на плетень» и говорить загадками. Что якобы там есть что-то такое, что даже Путин побоялся сказать… Что всё очень сложно и туманно… и завязано на очень большую политику… Ага, «рептилоиды», Рокфеллеры и глобальное потепление, а также планета Нибиру.

На самом деле всё пошло и просто: России категорически надоели «ниппельные отношения» и она решила их потихоньку сворачивать. Попытки поломать эту гнилую схему делались очень долго, но не привели ни к чему хорошему. К сожалению, не привели. Поэтому было принято вполне логичное решение потихоньку от Минска и его нерешаемых проблем дистанцироваться, ну или переводить «отношения» на чисто коммерческую основу. На чисто международную основу.

Избежать всех этих сложностей было бы очень просто, если бы при наездах в Москву белорусские политики/чиновники соблюдали некий баланс: мы хотим получить/мы готовы предоставить. Тогда всё бы было проще и логичней. Но у них сложилась нездоровая традиция ездить в Москву исключительно за «халявой». Практически как в советское время, с той лишь разницей, что они уже перед Москвой перестали отчитываться… Жили и руководили самостоятельно, а за ресурсами — в Москву, по натоптанной дорожке.

Так вот это заканчивается: совсем и навсегда. Причина: надо было или слушать Москву, или самим зарабатывать на жизнь. Либо демонстрировать лояльность, либо не обращаться с просьбами. Вообще, тут определённую (значительную) роль сыграл крайне негативный опыт финансирования Украины. То есть выяснилось, что за свои же деньги можно получить чёртову уйму проблем. Что-то подобное вырисовывается на горизонте у Белоруссии, а зачем выбрасывать миллиарды в пустоту?

В принципе этот самый «ниппель» присутствует в голове и у рядовых белорусов, на прямой и конкретный вопрос: «А что хорошего Лукашенко сделал для России?» Следует подробное объяснение, что он хорошего сделал… для Белоруссии. Люди мыслят только так и никак иначе. Все мировые силы должны сосредоточиться исключительно на благополучии РБ и всё тут. Логика отвечающих: «Президент Лукашенко — глава Белоруссии и должен заботиться прежде всего об интересах именно Белоруссии, а не союзников». Или: «Армия РБ будет использоваться только для защиты границ РБ, но нигде больше. И народ это поддерживает!».

Замечательно, здорово, великолепно. Но тогда возникает встречный вопрос: «А зачем России помогать этой замечательной стране?» В ответ на это следует истерика… и что-то там про базу НАТО под Оршей. Занавес.

Проблемы психологические

Такое складывается негативное впечатление, что Белоруссия вовсю страдает аутизмом. То есть у людей крайне серьёзные проблемы, с поддержанием контактов с окружающим их миром. Ведь даже с Россией (которая первоначально относилась к Минску исключительно положительно) отношения выстроить не удалось. Согласитесь, что если человек страшно опасается выпустить из рук в ходе обмена вообще что-то (обманут!), то это уже клиника…

Что мы имеем сегодня: Белоруссия маленькая, бедная, отсталая, изолированная страна, с полным отсутствием природных ресурсов, архаичной системой управления, устаревшей, изношенной экономикой и низким уровнем политических/экономических свобод, со всеми соседями отношения тоже крайне непростые…

Дальше наблюдается такой забавный парадокс: Россия, частью которой до 91 года была Белоруссия, имеет сегодня более высокий уровень жизни и гораздо более интересные экономические перспективы. В случае с Западной/Восточной Германией это имело вполне понятные политические последствия. Хотя нельзя сказать, что восточные немцы жили столь уж плохо… и тем не менее: общий вектор был такой — мы хотим жить как в ФРГ! Что в принципе логично. Все хотят жить хорошо.

Молодые восточные немцы всё больше и больше смотрели на ФРГ (и в политическом, и в экономическом плане). Просто, понятно, доступно. И никаких конфликтов интересов. В случае с РБ всё гораздо загадочней: психологически молодёжь ориентирована на более богатую Россию не ориентирована никак. Интерес к российской модели вообще отсутствует, но любые ограничения на поставку белорусских товаров в Россию вызывают крайне болезненную реакцию. Не менее болезненную реакцию вызывает вопрос: «А почему вы считаете российский рынок своим?» То есть Белоруссия зарабатывает на России, но российская модель экономики/общества ей не очень интересна.

Согласитесь, когда на очень простые и логичные вопросы следует весьма нервная реакция — как правило это симптом больших психологических проблем. Или больших жизненных проблем… кому как нравиться. Проблема взаимоотношений Минск-Москва лежит даже не только на межгосударственном, но просто на психологическом уровне: люди объективно уверены, что взять побольше, а дать поменьше — это нормальное жизненное кредо. Когда на этой базе к ним растёт вполне естественная неприязнь, следует заявление: «А вот белорусов в России не уважают…».

Да не уважают, но не «белорусов», а вполне определённый тип социального поведения. Кстати да, для тех же ребят с Северного Кавказа такая психология категорически не характерна. Там другие есть проблемы, но не такие. Белоруссия в этом плане уникальна. Когда страну, получившую к тому времени миллиардов 50 долларов прямой помощи (не кредитов, а помощи!), попросили о небольшой услуге по признанию Ю.Осетии/Абхазии, и в ответ получили жёсткий отказ, то даже «видавшие виды» обитатели Кремля просто ошалели… Это что за чудеса в решете?

Даже украинское руководство было гораздо более адекватно — они сознательно ограничивали экономические контакты с Россией, понимая, что нельзя «просто так» брать деньги… Даже для потомков «древних укров», над которыми в России не смеялся только ленивый, было понятно, что всё даётся не просто так. И дело тут было отнюдь не в некоем «благородстве» (им украинцы как раз не страдают), а просто понимание основных жизненных принципов — если ты берёшь у кого-то деньги, то ты от него зависишь, ты на него завязан.

Эта простая как портянка идея понятна абсолютно всем, кроме белорусов. Какой-то извините «системный фейл» в массовом белорусском сознании присутствует. Вот немцу это понятно, русскому понятно, человеку с Кавказа понятно тем более…

Дальнейшие шаги могут быть самыми разными, но «исходник» понятен всем от шведов до персов: бесплатные пирожные бывают только в аду. И именно это вызывает искреннее изумление (если не сказать хуже) россиян — желание белорусов «взять от России по максимуму», а в ответ на встречные просьбы «делать удивлённое лицо». Непонятно абсолютно, как с такими людьми строить отношения?

Бесплатные пирожные

И самое главное в массах белорусского народа сложилось какое-то, я не побоюсь этого слова, дикое отношение к «главному союзнику». Для нормального человека, получение крупных авансов с чьей-то стороны — это совсем не повод радоваться… Скажу по личному опыту: это вызывает жуткий напряг, переходящий в бессонницу — бесплатных пирожных как известно не бывает, и ты судорожно пытаешься понять, что именно с тебя могут потребовать взамен. И не лучше ли отказаться, чтобы потом «непоняток» не вышло. Согласитесь, крупная сумма чужих денег резко напрягает… Просыпаешься в 6 утра от ужасной мысли, что будет недостача… встаёшь, пересчитываешь, проверяешь чеки… спишь дальше. Врагу не пожелаешь.

У белорусов же по отношению к российским деньгам отношение лёгкое и свободное — мы же друзья! И русские деньги можно просто брать и тратить, брать и тратить, никаких комплексов, при этом не испытывая… и чем больше, тем лучше… Господа, вы что, дети что-ли?

То есть такое складывается впечатление, что проблемы у белорусов просто с социализацией: как раз поэтому у них категорически не получается выстраивать даже с Россией нормальные отношения. Прозрачные намёки на то, что полученные денежные суммы надо как-то отрабатывать вызывают искреннее возмущение (что за циничный подход?); но и отказываться от дотаций никто особо не спешит. Ситуация по итогам абсолютно бредовая: с одной стороны, люди жутко недовольны российской внешней политикой (европейская им нравиться куда больше); с другой стороны, страшно недовольны нежеланием России взять и порешать все их многочисленные экономические проблемы за свой счёт…

То есть обычно за переговорным столом так сказать меняют «баш на баш», в случае же с белорусами они не предлагают по факту: ничего и никогда… идёт профессиональное «колядование». Признаем честно: предложить что-то адекватное взамен российской помощи РБ не способна в принципе. Ну что там можно предложить, компенсируя 100 миллиардов долларов уже полученной помощи? Но как много раз перечислялось, есть вещи, которые пусть и не добирают до этой суммы, но тем не менее России интересны: как то безусловная поддержка российской внешней политики, интеграция ряда крупных предприятий РБ с российскими, продажа МЗКТ, Интеграла (созданных не в РБ!) российским оборонщикам, признание территориальной целостности РФ, да много чего.

Но на всё это с белорусской стороны следует чёткий и однозначный «отлуп» или же проекты откровенно забалтываются. После чего люди выкатывают длинный список того, что они хотели бы получить от России по статье «братство и интеграция». Сложность «белорусской игры» в том, что это «игра с ненулевой суммой» так сказать, но вся эта «сумма» находится в карманах российского партнёра. Отсюда такие сложные, загадочные движения белорусов и отсюда такая неоднозначная риторика. То есть люди хотят что-то получить, но отдавать взамен принципиально ничего не собираются, отсюда такие сложные «фигуры политического танца».

Белорусская политическая игра с Россией — это по сути «суп из топора». Интересующие Россию вещи выкладываются на стол переговоров, а потом так же элегантно (или не элегантно как с базой) с него убираются. То есть получив, то что он хотел в обмен на базу, Лукашенко вернувшись из Москвы вдруг вспомнил… что народ-то против! Народ-то базу не поддержит! Знаете, господа, что-что, а откровенно прямой обман дружба исключает, принципиально.

В конечном итоге со стороны России тоже начались «социологические опросы». И выяснилось, что народу и батька не нравится и Белоруссии никто помогать не хочет. То есть вместо помощи вполне возможно получить загадочные намёки и некие мутные разговоры о проблемах. Собственно, вполне симметрично. И донышка у стакана нет, и горлышко запаяно… В частной жизни тоже такое бывает, когда тебе помогают, помогают, а потом помогать отказываются и даже иногда перестают здороваться.

Олежек
https://zen.yandex.ru

Оставить комментарий

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: