Правительство даст мощный импульс гражданской электронике

Фото: kremlin

Министерство промышленности и торговли займется увеличением применения отечественной электроники в автомобильной промышленности. Объем финансирования составит до 4 миллиардов рублей ежегодно на проект разработки и внедрения в производство каждого электронного компонента. С другой стороны, субсидии получат и компании — производители электроники, размер составит до 1,5 миллиардов рублей. Правда, в данный момент доступно только 3 миллиарда, но министерство считает, что для автоконцернов внедрение российской продукции окажется выгодным ввиду увеличения компенсаций утильсбора.

Минпромторг разработал и направил участникам рынка модель механизма поддержки, как сообщает «Ъ». Поддержку получит производство компонентов, управляющих безопасностью, основными и вспомогательными системами, в том числе, модулями ГЛОНАСС. Бизнес, естественно, считает процесс крайне сложным, поскольку изменения ключевых узлов потребует дополнительных затрат на внутренние испытания и сертификацию. Отмечаются также и риски, связанные с качеством. Впрочем, локализация автомобилей может и должна тянуть за собой сопряженные производства, а электроника, особенно гражданская, является слабым местом нашей промышленности.

В 2020 году наибольший уровень локализации, рассчитанный Минпромторгом, отмечался у двух моделей марки Lada, Ларгус и Гранта, примечательно, что Ларгус как раз модель локализованная. Участвовать в госзакупках смогут только автомобили с высоким уровнем локализации, под критерий попали только легковые машины от Автоваза. Недавно мы готовили материал об Иннопроме, где упоминали в том числе машины для скорой помощи на базе моделей Автоваза.

Но вернемся к локализации производства. Давайте подробнее рассмотрим направления стимулирования.

Основную часть программы составляет субсидирование 2 направлений: будет компенсировано до 50% расходов на покупку и внедрение электроники, произведенной в России, при этом также будут субсидироваться НИОКР для создания компонентной базы и готовых модулей, компенсация затрат составит до 90%.

Минпромторг считает, что основная выгодна для автопроизводителей будет складываться из увеличения компенсаций утильсбора, вследствие увеличения локализации, которые выплачиваются автопроизводителям в рамках специнвестконтрактов (СПИКов). СПИКи заключили все основные производители автомобилей в РФ, а также ряд производителей автокомпонентов. СПИК является инструментом поддержки инвестора, с условием внедрения, или разработки и внедрения технологий и организации серийного выпуска продукции.

Сейчас размер субсидии зависит от утилизационного сбора, который, в свою очередь, для легкового сегмента рассчитывается на основании объема двигателя. В среднем размер составляет около 100 тыс. руб. При применении локализованного электронного блока управления (ЭБУ) двигателем получится «выручить» 2,2 тыс. руб.

К этому следует добавить 300 руб. экономии в качестве компенсации затрат на внедрение. Однако, для получения это субсидии, компаниям необходимо будет за пять лет достичь доли использования отечественной электроники в конечной продукции не менее 70%. В целом, министерство будет готово потратить на каждый проект до 4 миллиарда рублей.

Вторая субсидия, получателями которой станут разработчики электроники, позволит снизить цену на российскую электронную продукцию на 5–10 процентов. Для автопроизводителей такая скидка позволит сэкономить еще 300 рублей на рассматриваемом блоке. Таким образом, экономия составит до 3000 рублей.

Компании, производящие электронику, при этом должны будут для получения субсидии гарантировать создаваемые, или модернизируемые высокотехнологичные рабочие места, создание объектов интеллектуальной собственности, обеспечение экспорта.

Максимальная величина компенсации для них будет ограничиваться суммой 1,5 миллиарда рублей на проект. Министерство планирует потратить на эти цели 3 миллиарда в 2021 году.

Отечественные производители электроники для автопрома на нашем внутреннем рынке в 2020 году занимали долю 7,2%. Если не предпринимать меры по стимулированию производства, разработки, а также не создавать условия для сбыта, развитие отечественной автоэлектроники, скорее всего, останется на нынешнем уровне. Крайне важным здесь является именно размер рынка, без крупных заказчиков разработка и производство подобной продукции является бессмысленным. С другой стороны, заявленный Минпромторгом подход выглядит взвешенным и, что гораздо важнее, комплексным. Ведомство демонстрирует в данном случае понимание ситуации на рынке и не ограничивается полумерами и имитационными решениями, не увязая в бесконечных расчетах.

В Консорциум автомобильных электронных приборов и телематики входят всего 14 компаний, включая НАМИ и производителя тахографов и аналогичной продукции марки Drive . О дним из основных производителей автоэлектроники является ООО НПП «Итэлма», предприятие изготавливает датчики, актуаторы, комбинации приборов, блок электронного замка, модули «ЭРА-Глонасс», основными клиентами компании являются «Камаз», ГАЗ и «АвтоВАЗ». При этом «Итэлма» производит продукцию из импортных комплектующих, так что назвать ее российской можно только с большой натяжкой. Ранее Минпромторг в презентации «Точки роста в электронной промышленности РФ » озвучивал планы по достижению электроникой, произведенной в России доли 50%.

Напомним, цены на автомобили в 1 квартале 2021 года выросли на 2-8%, в частности, Автоваз и некоторые другие производители повышали цены дважды. Среди основных причин роста цен, конечно, отмечается ослабление рубля, в свете чего вопрос локализации встает еще более остро. Примечательно, что другим фактором роста цен стал дефицит машин, как раз возникший из-за дефицита микросхем. Также это может создать определенные возможности для экспорта отечественных электронных элементов, хотя производство непосредственно микросхем требует больших масштабов для обеспечения приемлемой стоимости.

За прошедший месяц авторынок просел на 5,7%, в марте продано 148,7 тысяч автомобилей. Ситуация представляется логичным продолжением истории снижения доступности автомобилей и ощутимым ростом цен.

Записки Двинского: госкомпании
https://zen.yandex.ru

Оставить комментарий

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: