Сделать Россию неуязвимой от санкций США

Начиная с 2012 года, идет дипломатическая война между РФ и США. Имея экономическое преимущество, США используют свои старые методы политического и экономического давления на нашу страну и Правительство, чтобы заставить выполнить свои требования и отказаться от права быть влиятельной мировой державой. Ситуация напоминает период начало противостояния между Древним Римом и Карфагеном, когда правители Рима и сенат диктовали волю Карфагену. Используя преимущество в военной силе, предыдущие военные и дипломатические победы своего государства, римские сенаторы откровенно ущемляли Карфаген и его торговые интересы и, более того, откровенно провоцировали на военный конфликт. Ситуацию в период этих столкновений описал один из руководителей Карфагена в тот период, возмущенный этими провокациями: «Рим сказал,-«не делай этого, не строй своих городов, не торгуй, не расширяйся, слушайся, ты должен и т.д.». В результате дипломатического противостояния и столкновения торговых интересов между Карфагеном и Римом вспыхнула война, которая нанесла большой ущерб и Риму, и Карфагену. Сначала, в результате войны пострадал Карфаген и его элита, а затем пострадала элита Рима, которая вела эту войну. В течение некоторого времени она просто исчезла, и была заменена другими людьми. Рим же вообще потерял былое мировое влияние, и сейчас Италия довольствуется роль неслабой, но и не самой сильной европейской державы. Не будь жадным, ведь, Бог велел делиться, можно же было тогда в древности договориться о разделе сфер влияния как следует между культурными народами. Идя на абсолютные и крайние меры в отношении РФ, американская государственная элита действует в старом римском стиле, и как результат, рискует закончить подобно элите того древнего государства, причем их супердержава рискует фактически изолирует саму себя от успешного сотрудничества и решения ситуации. У одних США вызывает зависть- у стран Латинской Америки, у других-обиду, тем кому нанесла военный ущерб ( особенно в арабском мире), в Европе США надоели со своим экономическим, военным, финансовым и политическим диктатом, потому что вся Европа должна строится по порядку под их командой, искать американской дружбы и лояльности. В общем, как многие знают, США взяли на себя роль мирового жандарма, развязывая в своих интересах дипломатические войны и военные конфликты. Будь то война с терроризмом или контрповстанческие (миротворческие) мероприятия. Чтобы не было ситуаций, как та, что возникла между Римом и Карфагеном, конфликт надо давить в зародыше и прекращать агрессивные действия со стороны инициатора как можно быстрее. Если бы Карфаген создал в свое время результативную и сильную коалицию, которая бы умело действовала на дипломатическом и политическом фронте, никогда бы не было войны и разрушения этого влиятельного государства. Итак, чтобы выбрать правильную стратегию противодействия для победы в дипломатической войне против США, которые лишь способствуют эскалации конфликта ради ослабления России, нужно понять природу этих войн, посмотреть, как работают стратегии дипломатических войн, понять какие приемы использует американское руководство против России, к чему это ведет и приведет в итоге, если эту войну не остановить.

Главная цель дипломатической войны США против РФ-вытеснить Россию из всех политических направлений и ниш, заставить ее потерять политическое экономическое влияние, превратив в сырьевую американскую колонию со всеми последствиями, проблемами и правилами, по которым живут другие американские колонии, т.е. оставив в нищете население РФ, использовать в своих интересах ее территориальную (сырьевую) и интеллектуальную базу. Для выполнения и воплощения этой политики законодательные и исполнительные структуры США принимают пакеты санкций против РФ.

Первая фаза санкций В2012годуКонгрессСША принял закон отменяющий поправку Джексона-Вэника (режим благоприятствования в торговле с РФ) и персональные санкции против 61 гражданина РФ в связи с делом Магнитского. В результате действий американской дипломатии санкции США поддержал Европарламент, ряд европейских стран и Канада.

Вторая фаза санкций В 2014 году Правительство США инициировало санкциипротив РФ в связи с присоединением Крыма. Санкции были направлены против различных отраслей российской экономики: финансовой, банковской, военной, топливно-энергетической, космической. Санкции США стали причиной девальвации рубля, финансового кризиса в России в 2014 году. За первые 10 месяцев из РФ произошел отток капитала на сумму 110 млрд долларов. Под давлением США санкции поддержала Япония и Евросоюз, хотя это было им невыгодно. В результате санкций с Россией прекратили сотрудничать Большая восьмерка, Совет Европы, Европейский Банк Реконструкции и развития,Всемирный Банк, Совет государств Балтийского моря.Такжебылопрекращено военное сотрудничество по ряду взаимовыгодных направлений с ведущими странами мира. Против ряда ведущих политических и финансовых руководителей нашей страны были введены персональные санкции, которые подразумевали замораживание их счетов в США или другие репрессивные меры. Масштабные санкции были приняты против Крыма и направлены на его политичечскую и экономическую блокаду.

Третья фаза санкций В 2016 году Президент США Обама ввел санкции против РФ «за злонамеренные компьютерные действия и кибершпионаж». Санкции были введены в связи с подозрениями руководства США о вмешательстве рада лиц и российских организаций в выборы президента США и направлены против МИД РФ, а также ряда специальных служб РФ. В качестве наиболее жестких мер предпринятых США была высылка из страны наших дипломатов, арест посольской собственности, создание нового списка лиц у которых заблокирована собственность в США и с которыми запрещено было сотрудничать.

Четвертая фаза санкций В связи с участием России в сирийских событиях и поддержкой режима Асада правительство США наложило санкции на ряд финансовых организаций и частных лиц из РФ. 6 апреля 2018 года санкционный список был увеличен.

Пятая фаза санкций В связи с делом в Солсбери премьер-министр Великобритании Тереза Мэй заявила, что собирается вести экономическую войну против РФ. В качестве репрессивной меры 23 российских дипломата были высланы из Великобритании. Госсекретарь США Тиллерсон поддержал позицию Терезы Мэй, а администрация президента США выслала из своей страны 60 российских дипломатов,а также закрыло консульство РФ в Сиэтле, несмотря на то, что случай в Солсбери не имел никакого отношения к США.Под влиянием, главным образом, США многие страны Евросоюза выслали российских дипломатов. По требованию руководства НАТО была сокращена российская миссия при этой организации. В связи с делом в Солсбери руководство США использовали против РФ тактику «дедлайн» -мертвой или красной линии, срока в течение которого Россия должна пустить инспекторов на свои химические объекты и доказать что не располагает химическим оружием. Дедлайн была определена на срок 90 дней, по прохождении которых должны быть введены американские санкции на случай отказа правительства РФ в сотрудничестве и уступках. Кроме того, Правительство США заявило о выходе из договора «О ракетах средней и малой дальности».

Используя против РФ различные формы давления, США и ее союзники по НАТО применяют дипломатию принуждения. Чтобы понять, как она работает, я рекомендую рассмотреть различные стратегии и тактики этой дипломатии с целью выбрать правильное средство противодействия санкциям США и перестроить с ними политические отношения. Итак, США используют против РФ 4 вида стратегии принудительной дипломатии: ультиматум, тихий ультиматум, стратегию «пытайся и смотри», стратегию «постепенный поворот винта». И различные виды тактик: заявление  и законы Президента США против РФ и ее экономики, законы конгресса США с подачи администрации США и Госдепа, встречи высшего руководства США с высшим руководством других стран для выработки общей стратегии против РФ, военные демонстрации, экономическое эмбарго, блокирование сотрудничества с РФ и ее институтами в различных отраслях экономики, политической и военной деятельности, военные демонстрации, осуществляемые вооруженными силами США и ее союзниками по НАТО.

В 2014 году дипломатия США использовала против РФ ультиматум. В ходе ультиматума были предприняты 2 шага.

Первый: Так  28 февраля президент США Барак Обама выступил по поводу ситуации на Украине и действий России, указав, что «любое нарушение суверенитета Украины будет глубоко дестабилизирующим, что не соответствует интересам ни Украины, ни России, ни Европы».

Второй:  А 2 марта 2014 в ходе телефонного разговора с президентом России Владимиром Путиным президент Обама заявил,  что «дальнейшее нарушение суверенитета и территориальной целостности Украины со стороны России отрицательно скажется на положении России в международном сообществе и приведёт к ещё большей политической и экономической изоляции»

Ультиматум является сильнейшей стратегией дипломатии принуждения. Однако, во-первых РФ сочла угрозу США недостоверной. И, во-вторых, Обаме потребовались союзники и время на них повлиять. Обычно ультиматум успешно работает в том случае, если оппонент сталкивается с угрозой немедленной реакции и понесения потерь. Обама не поставил лимита времени, и российское руководство получило время и возможность уклониться от ультиматума. Кроме того, действия России в соответствии с ультиматумом означало для России «потерю лица» перед международным сообществом-невмешательство в украинские дела для правительства означало оставить на произвол судьбы 6 миллионов русскоязычного населения. Пусть и зависимая в экономическом отношении, но держава с мощным военным потенциалом, сильными международными связями должны была склониться под диктат США. Величина территории России, а следовательно значительное количество соседних стран, сильные политико-экономические связи потребовали у США время на сплачивание коалиции против РФ, куда под воздействием американской дипломатии должны были войти страны « большой семерки» и  ЕС.

В мае 2017 года Президент США Дональд Трамп в ходе встречи с президентом Италии Серджо Маттареллой заявил, что готов сохранить санкции против РФ до тех пор пока не будет не будет восстановлена территориальная целостность Украины. Причем в форме ультиматума было заявлено, США с западными коллегами заставят ответить Москву за действия на Донбассе и в Крыму.

В апреле 2018 года несмотря на использованием химического оружия антиправительственными боевиками, Дональд Трамп, полагаясь на доклады своих правительственных ведомств, которые обвинили РФ в применении этого оружия, заявил , что Россия и Иран заплатят и в течение 24 или 48 часов будет принято решение об ответе.

В августе 2018 года администрация США и в частности госпожа Сингх поставили ультиматум с лимитом времени, в случае отказа от выполнения условий РФ грозят новые санкции.

Стратегия «тихого ультиматума» подразумевает под собой военные демонстрации у границ России, высокоранговые международные переговоры по изоляции РФ без участия в них нашего государства, политическая и экономическая изоляция РФ по отношению к ведущим мировым странам-производителя и странам членам-ЕС и НАТО, с которыми у России сложились партнерские отношения.

Стратегия «постепенный поворот винта» Экономические санкции являются одной из важнейших тактик этой стратегии, которые позволяют оказать воздействие на оппонента, чтобы заставить его отступить.

Экономические санкции начались с точечных ударов. Решением Совета Европейского союза от 17 марта 2014 года ввёл санкции против 21 российского и крымского политика и чиновника (физических лиц), в частности: запрет им въезда на территорию Евросоюза или транзита, а также замораживание «всех средств и экономических ресурсов, которые принадлежат, находятся в собственности или контролируются данными лицами».

Наиболее тяжелым ударом стали санкции против банковской отрасли. Пять ведущих банков РФ опали под воздействие американской и европейской дипломатии: «Сбербанк России», банк ВТБ, «Газпромбанка», «Внешэкономбанка», «Россельхозбанк», кроме того еще целый ряд банков.  ЕС и США запретили своим гражданам и компаниям покупать облигации этих банков со сроками обращения свыше 30 дней, а также предоставлять им кредиты. Платёжные системы Visa и MasterCard по требованию Министерства финансов США заморозили операции по пластиковым картам нескольких российских банков.

Американская дипломатия в банковском секторе имеет 2 мощных рычага воздействия: Первый рычаг-доллар. 80 процентов международных сделок заключаются в долларах. И эти сделки контролируются банковской системой США. Второй рычаг-ФРС, Федеральная Резервная Система. ФРС осуществляет эмиссию долларов предоставление кредитов нерезидентам, инвестиции в долговые бумаги нерезидентов, участие в капитале зарубежных компаний и банков. Таким образом, ФРС является важным инструментом, определяющим международную банковскую политику. Итак, если до санкций доллар стоил 30 рублей, то к декабрю 2014 года он возрос до 64 рублей, т. е. практически более чем вдвое. Также и евро с 40 рублей стало стоить 78. Банковские санкции привели к обвалу доллара и являлись ощутимым ударом, направленным на подрыв банковской системы РФ.

Следующим действием американской дипломатии был удар по нефтегазовому сектору. ЕС  и США запретили организацию долгового финансирования  топливно-энергетических компаний России: «Газпром», «Лукойл», «Транснефть», «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз», «Новатэк», «Роснефть». Были запрещены торговля облигациями этих компаний со сроком обращения свыше 30 дней и участие в организации выпусков таких бумаг. Компаниям США запрещено поставлять им товары и технологии, необходимые для освоения месторождений нефти на глубоководных участках и арктическом шельфе, а также в сланцевых пластах. Результатом санкций было снижение цен на нефть. Если в 2013 году нефть стоила 110 долларов за баррель, то к концу 2014 года под воздействием санкций она стала стоить 98 долларов. На сегодняшний день нефть стоит ниже 50 долларов за баррель.

Третий «поворот винта» был направлен против ОПК-оборонно-промышленного комплекса. Сначала санкциям были подвергнуты 3 ведущих компании: «Уралвагонзавод», «Оборонпром», «ОАК». А затем еще 9 оборонных концернов: концерн «Сириус», «Станкоинструмент», «Химкомпозит», концерн «Калашников», Тульский оружейный завод, «Технологии машиностроения», НПО «Высокоточные комплексы», концерн ПВО «Алмаз-Антей» и НПО «Базальт». Кроме того, было введено военно- техническое эмбарго на поставку техники, деталей и электроники двойного назначения (с помощью которого изготавливают оружие).

Четвертый поворот винта был осуществлен в финансовом секторе, из России было выведено 164 млрд рублей.

Кроме того, были заморожены многие совместные проекты между Американской космической компанией НАСА  и Роскосмосом.

Ограниченные военные демонстрации являются серьезной угрозой, тк.к демонстрируют решимость оппоненту и влияют на принятие решения в пользу инициатора угрозы. Так в 2014 году ВС США приняли участие в военных учениях на Украине «Rapid Trident («Быстрый тризуб»). В ентябре 2014 года прошли военноморские украино-американские учения в Черном море «Sea Breeze-2014». В сентябре прошли также тактических учения с участием военнослужащих Украины, Литвы и Польши  под названием «Maple Arch-2014». В апреле в 2015 году во Львове прошли украино-американские военные учения Fearless Guardian-2015.

Теория игр и ее практическое применение Многие американские политики и политические институты в разрешении конфликтов полагаются на теорию игр. Созданная американскими профессорами                                                  Моргенштерном и Нейманом, теория игр была доведена до абсолюта профессором Нэшем. Руководство как применять теорию игр в политике написал профессор Гарвардского университета Томас Шеллинг в своей работе «Стратегия конфликта». Теория игр использует математический подход при применении различных стратегий. Она анализирует, как лучше применить математические и экономические операции к политике. Существуют различные типы игр: кооперативные и некооперативные, симметричные и несимметричные, параллельные и последовательные, с полной и неполной информацией, с бесконечным числом шагов, метаигры. Кооперативные игры иногда называются коалиционными. В них игроки объединяются в группы, берут обязательства перед другими игроками и координируют действия. Политические игры между США и Россией-кооперативные. США создает группу поддержки санкций, координирует действия внутри нее для давления на Россию. Одновременно политическое руководство США координирует свои действия с  политическим руководством России. Встречи Президентов обеих держав Путин-Трамп, представителей правительств, в том числе советника по Национальной безопасности США секретаря Совета безопасности РФ служат этому доказательством. В конфликте между РФ и США есть симметричные и несимметричные компоненты. Игра симметрична, если политические игроки используют равные стратегии и платят равные платежи. Использование Правительство РФ по отношении к США стратегии «зеркальных санкции» свидетельствует о симметричности игры, однако экономика РФ несет от кризиса в политических отношениях между обеими странами больше ущерба. Если экономика США стабильна, то экономика РФ испытывает проблемы, и это доказывает несимметричность платежей.   Существуют такие несимметричные игры как «ультиматум» и «диктатор», симметричные-«дилемма бандита», «ястребы и голуби», «охота на оленя». Основная исходная в игре дилемма бандита в том, что игроки не всегда будут сотрудничать и один из них попытается максимизировать свои выигрыши, не заботясь о выигрыши других. Взяв за основу исходную, стороны выбирают различные стратегии. Игра с нулевой суммой. Исходная сумма всех выигрышей равна сумме всех проигрышей. Сколько выиграла США санкционной войны, столько проиграла Россия. Игра с полной информацией: знание всех ходов и стратегий противоположной стороны. Видом игры является, например, игра в «ультиматум». Игра с неполной информацией, например «дилемма бандита»: отсутствие всей информации о стратегиях и тактиках оппонента. Игра между РФ и США это игра с неполной информацией. Длительное противостояние России политическому и экономическому давлению со стороны США, доказывает, что США  не имеет полной информации о методах противодействия со стороны РФ. Многолетние противостояние  давлению США со стороны России доказывает, что ведется игра с бесконечным числом шагов. Тем не менее, следует определиться с наиболее выигрышной стратегией и для этого существует аксиома выбора. Для увеличения полезности набора правил в игре существуют метаигры. Теория метаигр имеет отношение к теории оптимальных механизмов. Основной принцип этой теории в том, чтобы достигнуть желаемую цель, необходимо создать механизмы и стимулы.

Выход из санкций Вопрос о скорейшем выходе из санкций США жизненноважен для России и постоянно находится на повестке дня, поэтому Правительства РФ принимает решительные меры, хотя и недостаточно эффективные по преодолению санкций. Для защиты от санкций используется хорошо зарекомендовавшая себя стратегия «bolstering»-или «подкладывание валика», то есть предпринимаются меры по смягчению воздействия санкций США  на российскую экономику. Замечательной тактикой, которую выбрало Правительство РФ, является предложение ряду ведущих мировых держав-производителей и склонных к сотрудничеству и компромиссу государств взаиморасчетов в национальной валюте. Это позволяет построить взаимовыгодные отношения между странами без привлечения высококотируемых американской и европейской валют, контроля со стороны европейских и американских банков и избежать лишних затрат средств в этих валютах. Тактика импортозамещения была предпринята Правительством РФ в связи с принятием «зеркальных мер» по отношению к странам-участницам санкций в отношении России и подразумевала под собой передачу заказов на внутренний рынок или передачу заказов лояльным странам. Тактика усиления торговых отношений внутри пророссийских торговых и военных союзов. Эта тактика позволила российской промышленности остаться на плаву и успешно осуществлять продажи зарубеж, поддерживая курс рубля. Стратегия «ломки льда» годится для успешного преодоления санкций США. Главное при выборе этой стратегии определить слабые и сильные звенья в группе сторонников санкций. Не все среди союзников США довольно их политикой, в том числе и санкционной в отношении России. Например, Германии не только не нравится политика санкций США, но она прямо бьет по германской экономике. Франции вообще не нравится политическое и экономическое доминирование и диктата США. В свое время советские дипломаты на ранней стадии функционирования государства успешно сломали западные санкции, перестраивая отношения с одним европейским государством  за другим, и таким образом, договорились о восстановлении дипломатических и экономических отношений со всей Европой и США. В результате, образно говоря, лед ломался постепенно. Главное при применении этой стратегии сделать первый шаг и найти друзей в стане противника. Стратегия «обратного давления и зеркальных мер» была предпринята Правительством РФ  против стран ЕС и США как ответ на их санкции и подразумевала под собой частичный отказ от товаров этих стран и создание санкционного списка из граждан этих стран. Стратегия не была достаточно эффективна по отношению к адресатам воздействия и не привела к кризису их экономик, так как у этих стран больше возможностей влияния на экономику РФ. Кроме того, в связи с рядом факторов экономика РФ более прозрачна, чем американская, более уязвима от внешних воздействий. Несмотря на то, что указанная выше стратегия выразительна, она не достаточно эффективна, чтобы заставить США  отказаться от намерений и угроз давить на РФ. Стратегия «перезагрузки отношений» является эффективной и лучшей среди всех стратегий. Однако для ее успешного воплощения необходимо иметь сильную торговую позицию для ведения переговоров и «козырные карты» для давления на правительство США. С целью перезагрузки отношений Президенты РФ и США, а также ведущие политики уже встречались. Однако у РФ-слабая торговая позиция, а США не испытывают серьезных проблем, наложив санкции.   Стратегия «усиления собственной позиции» Россия с момента объявления санкций перестроила свои отношения внутри ряда международных организаций, в том числе БРИКС, СНГ, АСЕАН, укрепила свои позиции среди стран-участниц ОДКБ, заключила новые договора о политическом, торговом и военном сотрудничестве с рядом стран. Однако все это недостаточно, чтобы вести успешные переговоры с США. России нужны влиятельные европейские союзники, которые могут помочь вести переговоры. «Стратегия поиска новых посредников» Китай в одиночку не может быть посредником в переговорах с  США. Хотя у него и сильная, но зависимая от американских заказов экономика. За годы противостояния в Холодной войне американская экономика стала сильной и самодостаточной. Такой же должна стать экономика России. Успешным посредником по снятию санкций с Россией может стать только коалиция лояльных ей государств с привлечением влиятельных в экономике и политике государств. Стратегия «самостоятельного урегулирования российско-украинского кризиса»  Ключевым вопросом в применении санкции стоят российско-украинские отношения, которые можно урегулировать без посредников как братские народы и тогда Россия получит влиятельного европейского союзника по снятию санкций и с привлечением посредников, например, славянских государств- Сербии и Белоруссии или даже коалиции славянских государств. Для того, чтобы снять санкции США с России необходимо создать свою систему финансовых игр, расширять количество экономических союзников и партнеров, усиливать с ними деловые связи, укреплять и улучшать все отрасли промышленности и сельского хозяйства, сделать Россию самодостаточной с экономической и финансовой стороны, перестроить российско-европейскую дипломатию и найти в Европе новых союзников для перестройки российско-американских отношений, создать в РФ группу из финансистов-теоретиков и практиков, а также специалистов по теории игр для решения конфликта между США и РФ и выхода из кризисных отношений.

США в политических и дипломатических отношениях с Россией давно зашли в тупик. Своим систематическим давлением они пытаются разговаривать с Правительством РФ как с руководством страны третьего мира. Однако, профессор Томас Шеллинг рекомендовал для ведения успешных переговоров и «сохранения лица» (термин Шеллинга- имеет ввиду политический статус) оставлять оппоненту «золотой мост». Если правительство США не хочет предоставлять такой мост России, то нужно поискать такой мост среди мировых элит, и в том числе среди элит США, ведь там есть группы зарабатывающие на мире, а не на войне.

Ахметов Тимур, журналист


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u1438141/data/www/putin-today.ru/wp-includes/comment.php on line 959

Оставить комментарий

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: