Вопросы «чайника» по Северному потоку-​2

© РИА Новости / Сергей Гунеев

Исходя из того,  что специалистом в сфере энергетики не  являюсь,  не буду ничего утверждать от себя,  буду только цитировать железные официозные источники и  задавать глупые вопросы.

1)  Сначала совсем уж общеизвестное.  Цитирую  по  сообщениям ТАСС:

 «МОСКВА, 20 июня 2020. /ТАСС/. Для завершения строительства «Северного потока — 2» используются все доступные технические средства, но экономически и инвестиционно проект, стоимость строительства которого оценивается в €9,5 млрд, уже завершен. Об этом в интервью немецкой газете Handelsblatt сказал министр энергетики РФ Александр Новак.»

Фиксируем — строительство (не эксплуатация)  СП-2  в экономическом смысле закончено.  Всё что можно было здесь (в строительстве объекта)  выиграть/проиграть,   упустить/заполучить —  УЖЕ состоялось.

«…Европейскими партнерами «Газпрома» по проекту являются германские Uniper и Wintershall, австрийская OMV, французская Engie и англо-​​голландская Shell. Партнеры «Газпрома» профинансируют 50% проекта.»

Да,  все обыватели это знают,  но просто ещё раз  самим себе напомним.   Половина  вложений в стройку-​​  не российские.  Таким образом,  затраты «Газпрома» (если законы арифметики не отменены)- в районе 5 млрд долларов.  Пять миллиардов-​​ цифра впечатляющая,  в масштабах  отдельно взятого человека-​​  астрономическая.   Но, извините,  сравнивать то имеет смысл соотнося с масштабами отрасли.  Вот  вам интересная таблица с сайта ЦБ РФ.   Экспорт конкретно газа из РФ.  Интересна таблица тем, что позволяет оценить колебания объёма выручки  от экспорта в зависимости как от физического объёма,  так и от   колебания цен.

Так,  ну и что мы видим?  Видим  многомиллиардные колебания объёма выручки  между «соседними» годами.  Зачастую колебания выручки между соседними годами (то есть по сути за  ОДИН год)  в разы (!) превышают объём вложений  «Газпрома» в строительство  пресловутого СП-2.

Да, наверное,  честнее смотреть на колебания  выручки только в той части в какой они объясняются  скачками внешних цен.   Ну то есть и это, вроде как, внешни й  «черный лебедь»  и политические проблемы СП-2  тоже внешний черный лебедь.   Хорошо.  Но  даже при попытке  условно  прикинуть колебания выручки при фиксированном  физическом объёме-​  опять получаем миллиарды долларов колебаний.  Да вот хоть последние пару лет взять.   Если бы физобъём в 2019 сохранился на уровне 2018,   то  выручка упала бы менее чем на миллиард.  А по факту упала  на 8(!) миллиардов.

На одном только факторе ценовой конъюнктуры выручка от экспорта газа из РФ  даже на промежутке в 1 год  «прыгает»  то вниз то вверх   сильнее чем  ВЕСЬ объём инвестиций в  строительство СП-2.  

Это просто для   понимания масштаба потерь в соотнесении не со стоимостью строительства бани на даче бухгалтера Иванова,  а с  масштабами и спецификой данной конкретной отрасли.   Потерь в случае наихудшего варианта-​ полной отмены введения СП-2 в строй когда-​либо.

Отсюда вопрос от «чайника»  первый-​  вы  слышали  хоть половину  громкости и    объёма обсуждений и обсасываний судьбы СП-2  относительно  ежегодных прыжков выручки в большем объёме чем вся стоимость строительства СП-2?

2)   Ну хорошо,  являлись ли инвестиции в процесс строительства  на все 100%   оплатой   работ иностранных подрядчиков?   В  бОльшей части-​ да.  На все 100%-нет.  Что  Россия (её предприятия)  имели со стройки как подрядчики (ну субподрядчики).   Собственно,  трубопровод это что?  Трубы.  Иностранные производители получили бОльшую часть заказа на трубы,  но  часть  заказа пошла в Россию.  В обрабатывающую промышленность нашей страны.   Цитирую  древний пресс-​релиз  ещё от 22.09.2016  с сайта.   Текст большой,  убрал под спойлер,  но  советую прочесть:

Сегодня на Выксунском металлургическом заводе (АО «ВМЗ», Нижегородская обл., входит в состав Объединенной металлургической компании, АО «ОМК», г. Москва) началась отгрузка труб большого диаметра для морского газопровода «Северный поток – 2». Первый железнодорожный состав с трубами отправился со станции Выкса промышленная на завод по нанесению утяжеляющего бетонного покрытия в Котке (Финляндия).

В связи с началом поставок в Выксе состоялась торжественная встреча представителей коллектива Выксунского металлургического завода, участвовавших в освоении и производстве труб для этого крупного международного проекта, с руководителями Nord Stream 2 AG и Объединенной металлургической компании. В мероприятии приняли участие исполнительный директор Nord Stream 2 AG Маттиас Варниг, коммерческий директор компании Рейнхард Онтид, директор проекта «Северный поток – 2» Хеннинг Коте, председатель Правления Объединенной металлургической компании Анатолий Седых, президент ОМК Владимир Маркин, управляющий директор АО «ВМЗ» Александр Барыков.

Трубы для «Северного потока – 2» с внутренним диметром 1 153 миллиметра и толщиной стенки 30,9 и 34,6 миллиметра с трехслойным наружным и внутренним гладкостным покрытием выполнены из марки стали SAWL 485 FD и рассчитаны на рабочее давление до 220 атм. Половина труб для проекта будет изготовлена из широкого листового проката собственного производства ВМЗ. Для его выпуска на стане-​5000 предприятия используются российские стальные слябы, поставки которых в рамках долгосрочного контракта обеспечивает Группа «НЛМК».

«Начало выполнения крупнейшего в истории ОМК контракта в полном соответствии с его условиями подтверждает наши возможности обеспечивать выпуск труб по самым жестким международным стандартам. Опираясь на прежний опыт поставок, мы обновили производство, усовершенствовали технологии, и, что особенно важно, — локализовали в России цепочку производства 50% труб для этого международного проекта. Все это поможет нам выполнить заказ качественно и в срок. Спасибо всем сотрудникам ОМК, благодаря работе которых сегодня был дан успешный старт этому важному для Европы и России проекту», — заявил президент ОМК Владимир Маркин.

«Мы много лет сотрудничали с ОМК по проекту «Северный поток — 1», и очень приятно, что эта компания выиграла тендер и была выбрана поставщиком труб для газопровода «Северный поток — 2». Мы уверены, что ОМК готова к выполнению этого сложного заказа в полном соответствии с контрактом, подписанным несколько месяцев назад», — отметил директор проекта «Северный поток – 2» Хеннинг Коте.
 

СПРАВОЧНО

Согласно результатам международного тендера, для обеих ниток «Северного потока – 2», общая протяженность каждой нитки которого составит около 1 200 км, завод изготовит и отгрузит более 730 км труб. Это крупнейший единовременный трубный контракт в истории компании. В 2008-2011 годах для двух ниток газопровода «Северный поток» завод поставил более 500 км труб. Тогда ОМК была первой и единственной российской компанией, допущенной к участию в проекте «Северный поток». Но если для выпуска труб под первый проект «Северного потока» ОМК на 100% использовала широкий лист, выпущенный в ЕС, то половина объема труб, которые ОМК поставит для «Северного потока – 2» будет выполнена из листа производства стана МКС-5000 Выксунского металлургического завода. В ходе подготовки к поставкам для проекта «Северный поток» компания ОМК стала первым в России и СНГ квалифицированным производителем труб по стандарту DNV-​OS-F101, который является общемировым нормативом при прокладке нефте-​ и газопроводов на континентальных шельфах и диктует повышенные требования к качеству труб. Выполнение этих требований обеспечивает высокую эксплуатационную надежность подводных трубопроводных систем.

А вот и пресс-​релиз  выпущенный спустя 4 года.  Заголовок которого,  «ВМЗ в 2019 году сократил производство труб большого диаметра на 23%»,  кажется печальным если не читать текст под ним:

Выксунский металлургический завод (АО «ВМЗ», входит в Объединенную металлургическую компанию) по итогам 2019 года на 23% сократил производство труб большого диаметра, которое составило 594 тыс. тонн, говорится в годовом отчете ОМК.

В компании отмечают, что спад в этом сегменте производства наблюдается третий год подряд. «Сокращение производства напрямую связано с завершением поставок по крупным магистральным проектам «Северный поток-​2» и «Турецкий Поток», в которых у нас были максимальные доли среди российских поставщиков», — говорится в обращении председателя правления ОМК Натальи Ереминой. 

То  есть,  как я понимаю,  российский поставщик справился с задачей.   Видел  публикации про «разрыв контрактов» на покупку  труб   в декабре 2017,  однако,  как понял,  там шла речь о вопросе цены.  А не об отмене закупки в принципе:

В той части в которой стройка СП-2  должна была придти заказами в Россию — она и пришла.   С «овцы», уж не знаю  паршивой или нет,   клок шерсти  получен.  

Те затраты «Газпрома» которые ушли иностранным подрядчикам строительства — так они  ушли за границу безотносительно того будет ли  достроен сейчас  объект.    Безотносительно  ситуации с воскрешением  и вознесением Лехаима.  

3)   Есть  в интернетах  много людей,   констатирующих  гибель страны  примерно следующим образом:

«А, ха-ха,  смотрите как в 2020 обвалились цены на газ!   Россия вынуждена будет поставлять газ  почти даром! Это удар по Рашке!»

«А,  ха-ха,  вот  ура-​патриоты радуются  обвалу экономик Европы,  а в итоге то кто теперь будет русский газ покупать,  спрос обвалился! Это  удар по Рашке»

«А,  ха-ха, какой это позор России-​ в 21 веке экспортировать газ как сырьё!»  

«А,  ха-ха,  России не дали достроить СП-2  в 2019  и  2020 она  вынуждена жить  без этого трубопровода и не может транспортировать через него газ! Это удар по Рашке!»

   У меня только один вопрос-​  как у них в голове СОВМЕЩАЮТСЯ меж собою 

эти  радостные выкрики  суждения?!  Логика на них в суд за изнасилование не подаёт? «

P.S.   Мне легко было  писать  эту заметку «чайника»,  потому что никто не упрекнёт в том,  что «Счетовод  переобулся в воздухе и запел про преувеличенность важности СП-2,    почувствовав угрозу недостройки   из-за санкций».    Любой может проверить-​ среди сотен публикаций у меня нет ни одной на тему  строительства  СП-2.   Я не писал  радостных заметок после положительных новостей о строительстве,  вроде того,  что Дания что-​то там разрешила или  «Академик черский» куда-​то там  плывёт…  И поскольку я не кричал  «Ура!»   тогда,   имею полное право сейчас  не кричать «Ужас-​ужас!».    Как не буду кричать  «Прорыв!»  в случае  если его таки достроят.  С учётом изменений в мировой экономике со времён начала строительства впору задаться вопросом,  так ли он теперь нужен?  

Всегда несколько удивлял немыслимый объём  многолетних обсуждений СП-2,  хоть в положительном,  хоть в отрицательном ключе.   Мне одному этот инфоповод  так надоел?

Счетовод
https://aftershock.news


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u1438141/data/www/putin-today.ru/wp-includes/comment.php on line 909

Оставить комментарий