Визит Путина в Будапешт: балансировка Орбана между Россией и Германией

Фото: kremlin

Фото: kremlin

Во вторник, 17 февраля, 2015 года во второй половине дня состоялся короткий рабочий визит президента Российской Федерации Владимира Путина в Венгрию. По итогам переговоров в Будапеште в присутствии президента РФ и премьер-министра Венгрии были подписаны соглашения о межрегиональном сотрудничестве, о сотрудничестве в сфере образования, здравоохранения, меморандум о подготовке персонала для атомной энергетики и смежных областей. Состоялся также обмен нотами об открытии генерального консульства Венгрии в Казани. Это будет четвертое венгерское консульство на территории РФ. География нового консульства Венгрии в России связана с интересами межрегионального экономического сотрудничества.

Визит Владимира Путина в Венгрию примечателен своим широким политическим контекстом, выходящим сугубо за рамки двусторонних отношений России и Венгрии. Это первый рабочий визит российского лидера в одну из стран Европейского союза с конца июня 2014 года, т. е. после обострения по причине конфронтации с Евросоюзом из-за Украины, последовавшей после падения малазийского Боинга и введения экономических и финансовых санкций ЕС против России. Визит Путина в Венгрию важен с точки зрения демонстрации того, что единство Евросоюза на антироссийской основе не так уж и прочно. Визитом Путина в Будапешт венгерский премьер Виктор Орбан продемонстрировал, что для Венгрии, в отличие от той же Болгарии, внутриэкономические расклады по газу и атомной энергии в национальных интересах, важнее объятий очередного поверенного США в этой стране.

Накануне визита президента Путина из разных мест Европейского союза, по словам консервативного германского издания Frankfurter Allgemeine Zeitung (FAZ), «раздавалось ворчание» по поводу того, что венгерский премьер Орбан своим приемом Путина в Будапеште создает угрозу того, что Путин подорвет единство ЕС и НАТО. По мнению британского издания The Economist, своим визитом в Венгрию Владимир Путин намерен «продемонстрировать миру, что Россия не настолько изолирована, как думают некоторые».

В своем комментарии к визиту Путина в Будапешт американское издание The Washington Post написало, что исключительно бизнес-тематика, вопросы поставок газа и атомные дела Пакша делают Венгрию более зависимой от Москвы. Последнее обстоятельство лишний раз подчеркнула в Будапеште накануне визита Путина массовая демонстрация протеста против приезда российского президента в венгерскую столицу. Демонстрация прошла под знаком цивилизационного единства Венгрии с Евросоюзом под лозунгом: «Путин — нет, Европа — да». Некоторые ее участники несли флаги Европейского союза. Значение означенной акции не следует преувеличивать, поскольку большинство венгерского общества, вне рамок каких-либо отношений с Россией, настроено вполне евроскептически.

И второе важное обстоятельство: программа визита президента Путина в Венгрию имела сугубо экономическое значение, а подавляющая часть венгерского общества выступает за развитие торгово-экономических отношений Венгрии и России, за возвращение Венгрии на российский рынок.

Впрочем, дешевый газ из России и ядерная энергия для Венгрии по российским технологиям — это аспекты, имеющие скорее политический характер — так полагают в ЕС. На совместной пресс-конференции по итогам визита российского президента премьер Орбан следующим образом оценил проблему политики энергобезопасности Европы: «Некоторые представляют себе или думают, что без России можно гарантировать энергетическую безопасность и энергетический рынок в Европе. Есть такие, которые думают, что это возможно, которые не хотят Россию вовлекать в конкурентную борьбу (а мы считаем, это было бы хорошо), хотят ее оттеснить, вытеснить из Европы. Но тот, кто считает, что европейская экономика или Европа будет конкурентоспособной без сотрудничества с Россией, и тот, кто думает, что в Европе можно гарантировать энергетическую безопасность без энергоносителей, поступающих из России, тот лелеет иллюзии. Они не имеют под собой никакого основания».

Венгрия никогда не выступала против российского проекта «Южный поток», и отказ России от выполнения его стал для венгерского руководства неприятным сюрпризом. Впрочем, Венгрия поддерживала и все проекты Еврокомиссии поставок энергоносителей с южного направления без участия России — AGRI и «Набукко». Прагматическая позиция Венгрии определяла: чем больше — тем лучше. Она исходила из понимания простого факта, что энергоносители принадлежат тому, кто их потребляет.

После переговоров с Путиным в Будапеште Орбан заявил: «Мы согласились в том, что что бы ни заменило „Южный поток“, мы будем искать возможность сотрудничества, потому что Венгрия заинтересована в том, чтобы и в дальнейшем с юга шел газопровод, проходил через нашу страну, и [заинтересована] в его строительстве». Однако новый проект России «Турецкий поток» немыслим без инвестиций Европейского союза и его отдельных членов.

Подход венгерского премьер-министра Орбана к сотрудничеству с Россией в области энергетики определяется национальными интересами Венгрии — тем, как Орбан их понимает. Стратегия Орбана основана на опыте экономического развития Венгрии в постсоветскую эпоху. Тотальная приватизация середины 1990-х годов и неограниченный допуск в венгерскую экономику на льготных основаниях иностранных ТНК не привел к росту благосостояния. Более того, финансовый кризис 2008-2009 годов обнаружил, что сделанные в 1970-1980-е годы капиталовложения в инфраструктуру истощались без амортизации, а социальная сфера содержалась за счет роста национального долга, который к 2010 году стал неподъемным, достигнув величины 80% от годового ВВП Венгрии. В этих условиях принятая Орбаном экономическая стратегия преследовала цель создать жизнеспособный государственный сектор в базовой отрасли экономики — энергетике.

Нынешний визит президента РФ Путина в Венгрию оказался сбалансирован венгерским руководством визитом в Будапешт в начале февраля этого года канцлера Германии Ангелы Меркель. Эти два мероприятия — визит Меркель и визит Путина можно рассматривать, как свидетельство традиционного геополитического маневрирования Венгрии между двумя силами на континенте — Германии и России. А можно — с чисто экономической точки зрения. Венгрия посредством сотрудничества с Россией через свой государственный сектор обеспечивает приток промышленного капитала из Германии. Конкурентоспособность работающих в Венгрии на экспорт германских предприятий обеспечивают такие важные факторы, как относительная дешевизна венгерских рабочих рук, так и относительная дешевизна электроэнергии, генерируемой на государственных предприятиях венгерской энергетики. Германские предприятия в Венгрии работают с тем расчетом, что часть своей продукции они экспортируют в Россию. Стратегия Орбана на энергетическое сотрудничество с Россией имеет целью привлечение иностранного капитала в венгерскую промышленность. В декабре 2014 года он открыто дал понять, что хотел бы обеспечить для Венгрии источник дешевой энергии. «В будущем конкурентоспособность стран будет зависеть от того, по какой цене они смогут поставлять энергоносители для своей экономики», — сказал Орбан в одном очередном своем радиоинтервью.

Во время нынешнего визита президента Путина было в очередной раз подтверждено участие российского «Росатома» в реконструкции венгерской атомной электростанции «Пакш», включая строительство двух новых энергоблоков. Стоимость контракта — почти 12 миллиардов евро. Из этой суммы 80% — почти 10 миллиардов евро — предоставляет Россия в качестве кредита по льготной ставке на 30 лет. На сегодняшний момент построенная СССР атомная станция в Пакше обеспечивает генерацию 40% венгерской электроэнергии, а российские поставки по нефти и природному газу составляют соответственно 80 и 70% от общих объемов венгерского импорта. Помимо промышленности, на российский природный газ в значительной степени рассчитывает бытовой сектор Венгрии. Орбан проводит официальную политику снижения оплаты домохозяйствами коммунальных расходов. Достижение соглашения по газу с Россией важно для Венгрии, если венгры не хотят простудиться в буквальном смысле этого слова. Экологичные и чистые системы современного отопления венгерских семейных домов работают на природном газе.

Венгрия приняла политику санкций Евросоюза против России и сама стала объектом ответных санкций со стороны России. При этом российские санкции затронули как раз тот сектор — экспорт продовольствия, в котором венгры настойчиво работали с 2010 года. Текущий товарооборот между Россией и Венгрией в 2014 году из-за кризиса и санкций сократился примерно на 20%. По признаниям венгров, они в день от санкций не получают 50-70 млн форинтов, а общий убыток Венгрии от санкций уже составил 25 млрд форинтов. Поэтому с точки зрения отмены санкционной политики для венгров представляет особый интерес вопрос, когда они смогут вернуться на российский продовольственный рынок.

Главным стимулом активизации нынешнего венгеро-российского сотрудничества является необходимость продления долгосрочного контракта Венгрии с российским «Газпромом» на поставки природного газа. Соглашение было подписано в 1996 году и его срок истекает в 2015 году. И Путин, и Орбан на пресс-конференции в Будапеште сообщили, что новое соглашение «Газпрома» с Венгрией не будет содержать нормы «take-or-pay», то есть обязательной оплаты за невыбранный объем газа. По новому соглашению «Газпром» готов перенести невыбранные венгерскими партнерами объемы газа на следующие периоды. Отказ от нормы «take-or-pay» в отношении Венгрии является значимой льготой для этой страны и, можно сказать, бонусом за пророссийскую позицию. Вопрос о цене на газ для Венгрии обсуждается в обстановке нынешней ценовой неопределенности, что выгодно для Будапешта.

Однако здесь следует заметить, что имеющее для венгров принципиальное значение газовое соглашение не было в программе визита президента РФ в Венгрию. Присутствие российского президента при газовых делах совсем и не требуется. Случившееся в Будапеште, а именно сообщение российского президента о льготе Венгрии по газу, лишний раз подчеркнуло, что энергетические проблемы остаются частью политической стратегии Москвы в ее взаимодействии со странами Европейского союза. Впрочем, участие Венгрии в «обратных поставках» газа на Украину в минувшем 2014 году лишний раз подчеркивает политическую составляющую газовой проблемы для этой страны. Однако, заметим здесь, обратные поставки газа на Украину инспирируются Германией и не являются собственным решением Будапешта.

Одной из тем переговоров Орбана и Путина в Будапеште стала Украина. «Мы коснулись вопроса Украины, ведь это наша соседняя страна. Я рассказал господину президенту, что мы за мир и очень надеемся на перемирие, мы надеемся, что оно будет в силе в течение длительного времени», — оценил венгерский премьер последние Минские соглашения. Будапешт внимательно следит за событиями гражданской войны на Украины. Сейчас, в частности, за тем, как погибает в Дебальцевском котле Закарпатская мукачевская 128-я отдельная горно-пехотная бригада, в составе которой могут быть венгры.

В случае с Украиной весь 2014 год Венгрия демонстрировала сдержанность в своих СМИ по отношению к России. В американском издании Foreign Affairs уже было высказано предположение, что Орбан с помощью Путина, возможно, надеется вернуть Венгрии Закарпатье. Правда, надо признать, что проблема раздела Украины остается табуированной в мэйнстриме основных СМИ Венгрии, хотя вопрос, разумеется, вызывает все больший интерес у венгров. У орбановской Венгрии есть причины недовольства по поводу того, что творит националистическое правительство в Киеве. Принципиальной основой для единства между Венгрией и Россией мог бы стать вопрос об автономии для районов Донбасса и Закарпатья, а также вопрос языковой политики в отношение меньшинств. Что касается конкретных чаяний венгров Закарпатья и соответствующих пожеланий Будапешта, то Киев по-прежнему демонстрировал полную нечувствительность к ним. Венгры хотели бы направлять своего представителя в парламент Украины на основании правильной демократической процедуры, а не практиковавшегося до сих пор закулисного политического торга. К октябрьским досрочным выборам 2014 года Киевом не было исполнено венгерское требование создания в Закарпатье отдельного «венгерского» избирательного округа, что позволило бы закарпатским венграм иметь своего представителя в Верховной раде Украины. Разумеется, Будапешту интересен тот пункт Минских соглашений, который предусматривает «глубокую конституционную реформу» на Украине с тем, чтобы удовлетворить запросы на региональную самостоятельность, как бы она ни называлась: децентрализация, автономизация или федерализация. Возможный прецедент Донбасса сразу бы продвинул дело венгерской автономии в Закарпатье. А пока в случае с визитом Путина Орбан явно балансирует в украинских делах. В преддверии визита российского президента он встретился в Будапеште с премьер-министром Грузии и посетил Киев, где провел переговоры с президентом Петром Порошенко.

Международная репутация Виктора Орбана в результате многолетней кампании, идущей против него из ЕС и США, упала до минимума при том условии, что в самой Венгрии его режим стоит достаточно твердо и пользуется поддержкой большинства граждан. На фоне подобной оценки венгерского премьера за рубежом российский президент Владимир Путин демонстрировал в Будапеште, что есть в ЕС такие лидеры и такие страны, которые ведут дела с ним и Россией.

Визит Путина в Будапешт может иметь очередные серьезные политические последствия для Орбана в Вашингтоне, Берлине и Брюсселе, хотя, что касается, внутренней политики, то он явно укрепил свои позиции после двойного визита Меркель и Путина в Венгрию. Летом в речи, произнесенной в Тушнади, Орбан объявил о модели «нелиберальной демократии», как предпочтительной для Венгрии. Он говорил о своем уважительном отношении к российской политической системе. В минувший визит германский канцлер Ангела Меркель сделала публичный выговор Орбану в связи с подобной трактовкой «свободы». На протяжении четырех предшествующих лет Орбан заявлял, что его политика «открытости на Восток» связана лишь с торгово-экономическими интересами Венгрии.

Однако теперь его высказывания о «нелиберальной демократии» и последовавший визит Путина в Будапешт создают ощущение, что, может быть, речь идет и о политике тоже. Сенатор Маккейн уже назвал Орбана «неофашистским диктатором». В ноябре 2014 года случилось ранее неслыханное в регионе Вышеградской группы — Орбан объявил, что США вне всяких правил добиваются укрепления своего влияния в регионе Центральной Европы. Сейчас во время визита Путина в Будапешт Орбан заявил вполне в духе российской идеологии конфликта с Западом из-за Украины: «Мы уверены, что изоляция России из Европы нецелесообразна, безопасность этого региона нельзя создать против России, мы эту безопасность можем создать только в сотрудничестве с Россией». Вместе с тем, Орбан с присущим ему искусством поиска нужного баланса явно маневрирует. В последнее время он старается демонстрировать верность западным союзникам Венгрии и желание уйти от свойственного ему обычного конфронтационного стиля в риторике.

Орбан исправно придерживается политики бюджетной экономии Евросоюза, заявляет о своей лояльности к НАТО. Поэтому, если конфликт вокруг Украины продолжится, вряд ли Орбан сможет балансировать между Россией и ЕС дальше. Правда, в ситуации снижения конфликта Орбан в общем ряду с Италией и Чехией может выступить за снижение уровня антироссийских санкций. На большее вряд ли можно рассчитывать от него. Впрочем, и то впечатление, что он создал во время визита российского президента в Будапешт, вполне достаточно. Орбан продемонстрировал, что с Россией можно вести бизнес, «как обычно», будто и не было года острого конфликта ЕС с Россией из-за Украины. Похоже Москва осталась довольна этой представленной Будапештом возможностью.

ИА REGNUM

Оставить комментарий

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: