
Просматривая западные СМИ на предмет реакции на выступление Путина в Валдае, ничего толкового, кроме расширенного пересказа от Reuters мне не попадалось и вот Bloomberg разродился аналитической статьёй. К моему удивлению, за набросами грязи, что видно по названию статьи «Путин раскручивает байки о унижении русских», основные выводы приближены к тому же о чём писал я сам — он популярно объяснил всему миру, что договариваться с «Западом» бессмысленно.
Putin Spins a Tale of Russian Humiliation
В течение многих лет, российский президент Владимир Путин рассказывает о том, что Россия была несправедливо унижена со стороны США. В своем ежегодном, главном внешнеполитическом выступлении на Валдайском клубе, он формировал новую ось силы, ориентированную на Россию, которая во многом определит геополитические баталии на оставшееся время пребывания Путина у власти.
Сюжетная линия исходит из того, что в 1990-х Россия доверчиво открыла себя для Запада, который немедленно воспользовался этим. Как Путин выразился в этом году: “самая большая ошибка нашей страны в том, что мы слишком много доверились вам, а вашей ошибкой было то, то вы восприняли это доверие как слабость и воспользовались им.”
В примеры Путин, как правило, выдает: расширение организации Североатлантического договора, несмотря на обещание, что она будет держаться подальше от границ России; расчленение Югославии и, в частности, признание независимости Косово; и вторжение в Ирак и арабскую весну. Революции в постсоветских странах приводятся в качестве примеров, угрожающей Западной “демократии на экспорт” для традиционных российских союзников. Эти темы присутствовали в выступлении и в этом году, но Путин сделал больший акцент на другие обиды: контроль за американо-Российской программой по сокращению вооружений в России в 1990-х годах.
Российская открытость в отношении своего ядерного потенциала, по словам Путина, привела к Западной поддержке сепаратизма на российском Кавказе, действиям НАТО в Югославии и вторжению в Ирак. “Это легко понять”, — сказал Путин. “Как только состояние ядерного комплекса, вооруженных сил и экономики было изучено, международное право, оказалось не нужным.”
История о том, как Россия ничего не получила, кроме неприятностей в обмен на беспрецедентную открытость в ядерной области, являются ложной. Программа “Megatons to Megawatts” открыла американский рынок урана в Россию. Общая выручка в России от сделки составил $17 млрд, по данным внешнеторгового подразделения Российской государственной атомной компании «Росатом» — «Техснабэкспорт». В то время, когда Россия оправлялась от пост-советской экономической разрухи, это был существенный вклад в экономику страны.
Последние из 500 тонн оружейного урана были переработаны в 2013 году, но Россия остается крупным экспортером урана в США в 2015 году, последнем году, за который имеются соответствующие данные из США по энергетике, она поставляла 12,9% всего топлива, приобретенного владельцами гражданских реакторов в США, обеспечивая около $267 млн. дохода госкорпорации «Росатом».
Открытие российских ядерных объектов инспекторам США не делают арсенал страны менее опасными. Россия и США по-прежнему имеют сопоставимые ядерные запасы, и у России больше развернутых ядерных зарядов, чем у США, США вторгались в Ирак и Югославию не потому, что Россия в одностороннем порядке снизила свои возможности; не было никаких оснований для того, чтобы Россия использовала ядерное оружие для защиты югославского лидера Слободана Милошевича или Саддама Хусейна в Ираке. Даже сегодня, Путин не угрожает ядерным ударом по США в поддержку сирийского президента Башара Асада.
Однако Путина, трудно остановить, когда он раскручивает эту историю: он строит конструкцию и позволяет ей приобретать свою собственную жизнь. В Валдайской речи, штрих Путина состоял в том, что Запад выиграл больше, чем Россия от большевистской революции 1917 года. Коммунизм, сказал он, “вызвал серьезную переоценку модели развития, и породил соперничество и конкуренцию, выгоды из которых, я бы сказал, были извлечены в основном на Западе. Я имею в виду не только геополитических победу после «холодной войны». Многие западные достижений 20-го века были в ответ на вызов, брошенный Советским Союзом. Я говорю о повышении уровня жизни населения, формирование сильного среднего класса, реформирование рынка труда и социальной сферы, Развитие образования, гарантирующих права человека, включая права меньшинств и женщин, преодоление расовой сегрегации, которая, как вы помните, был постыдным явлением во многих странах, включая США, несколько десятилетий назад.»
Когда коммунистическая “во многом утопическая социальная модель” рухнула, Запад пожинал все плоды в то время, как Россия, которая пожертвовала собой, чтобы сделать мир лучше, была вынуждена отступить.
Это не какой-то мелочный донос о военной операции или ядерной инспекции: Путин, кажется, пытается вменить западу экзистенциальную вину и давить на русскую зависть и чувство жертвенности. В чем здесь игра Путина? Он не ожидал реальных извинений запада или США за вековой успех. Он не просто оттачивал свой рассказ для внутренней аудитории. Россияне уже все знают — Путин обвиняет Запад в проблемах России. Дальнейшее раскручивание этой сказки не очень сильно повлияет на электоральную привлекательность Путина, это в стране, где выборы уже почти не имеет значения.
Путин, скорее, делает свой шаг шире, для анти-Западной коалиции. Он говорит лидерам и элитам в этих странах, которые ещё не являются частью Российской или Западной орбиты, как некоторые народы Ближнего Востока, которые прочувствовали пламя краткого эксперимента арабской весны. Он говорит, что доверять США не стоит, если они не хотят, тоже быть униженными, в конечном итоге. Он говорит им, что Россия готова обращаться с ними как с равными, готова быстро вмешаться, если они сталкиваются с внутренними и внешними угрозами, как это она сделала для Асада в Сирии.
Вот в чём смысл этого довольно непрозрачного тона:
“Власть распылена: ее элементы в руках государств, корпораций, общественных и религиозных объединений и даже отдельных граждан. Ясно, что сложить все эти элементы в единую, эффективную, управляемую архитектуру очень непросто, потребуется тяжелая, кропотливая работа. Хочу отметить: Россия готова участвовать в ней вместе со всеми заинтересованными партнерами”.
Путинское предложение России, как альтернативного центра притяжения звучит немного неправдоподобно, однако стоит вспомнить, что начатая всего три года назад, в основном, успешная интервенция в Сирии, возродила роль России в качестве движущей силы на Ближнем Востоке. Разговоры о ключевой роли РФ в отношении прошлогодних президентских выборов в США, характеризуют Россию как умелую, технически подкованную альтернативу США, в глазах правителей, которые опасаются, что США могут попытаться их свергнуть. В марте, Путин получит еще дополнительные шесть лет, чтобы полировать и совершенствовать свой подход.