Неужели правда? 70 судостроительных заводов загружены под завязку, Россия строит гражданский флот

Посмотрим, а что у нас в стране с судостроением? Есть ли оно вообще? Как поживает эта важнейшая отрасль промышленности? Почему некоторые люди не видят того, что у них под носом? И на каком Россия месте в мире по валовому тоннажу выпущенной продукции?

Для тех, кому больше нравится видеоформат, записал этот материал на видео. В Ролике, помимо себя, показал верфи и то, что они производят. Это интересно, рекомендую посмотреть:

Я давно интересуюсь тем, как развивается отечественная промышленность и экономика, так как мне нужно это знать для моей основной деятельностью. Так вот, есть у нас в России такая тема, на которой легко можно набрать просмотры, дочитывания, популярность и монетизацию. Это тема о том, как экономика наша порвана в клочья, как заводы закрываются по 100 штук в день, как производства в России вообще нет никакого и русские ничего не умеют, а ну и советское наследие проели. Живём мы все хуже и хуже день ото дня. Серьезную критику в интернете, практически, не найти. В основном, всё, что что касается производства и экономики не соответствует действительности, либо сильно приукрашено говном. Я начал интересоваться российской промышленностью лет 15 назад. И вот все эти 15 лет мне постоянно попадаются видео, статьи или комментарии в соцсетях о том, что осталось нам не долго, месяца два-три и всё, потом Россия сдохнет от того, что мы никчемные и сами ничего делать не умеем. Помню когда Медведев был премьер-министром, почти все известные медийные эксперты называли его либералом, а правительство его компрадорским.

При этом постоянно с умным видом показывались разные графики, озвучивались цифры и расчеты о том, что не выжить России, ну просто нет никаких шансов. Везде где угодно, все молодцы, у либералов это Запад, у левых это Китай, а вот мы русские ничего не могут, кроме как нефть качать. Сменилось уже несколько волн\поколений таких аналитиков и левых и правых и средних и кто только не предвещал скорый конец и рубль по 200, но кабздец России и ее экономике так и не наступил. Почему-то любят у нас поныть и слушать нытиков о том как все плохо. Кстати, в телеге и в ВК писал у себя почему нытье мешает развитию России, рекомендую ознакомиться тут Телеграм и ВК .

Так вот, в России много различных отраслей промышленности. Сегодня рассмотрим судостроение. Некоторые ведь, даже не знают, что за 2022 год отечественные верфи передали заказчикам 117 судов. В 2023 около сотни, в 2024 году 80 единиц. А к 2030 году, по планам, наше судостроение должно выйти на сдачу 638 судов. И под такое увеличение производства сейчас строятся и открываются новые верфи. И это я все говорю только о гражданском судостроение, а ведь есть ещё военное, которое сегодня затрагивать не буду.


Конечно же, в этой отрасли есть и проблемы. У каждого предприятия они свои. Где-то кадров не хватает, где-то оборудование устаревшее, где-то сроки сдвигаются вправо из-за санкций и из-за того, что не все успели импортозаместить, а еще дефицит мощностей и доков. И убытки ОСК, из-за чего её передали под управление банку ВТБ. В общем, без проблему никуда, но собственно, а когда где-то что-то было без проблем? Они есть всегда, везде и у всех. Но несмотря на трудности, судостроение в России есть, оно развивается и реализует удивительные и уникальные проекты, которые я вам и продемонстрирую.

Начнем с того, что в России есть 10 производителей кораблей и судов океанского класса, а также крупных плавучих и наплавных сооружений. 37 производителей более мелких кораблей и судов. И 34 крупных судоремонтных предприятий, которые также, занимающиеся судостроением, только в ограниченных масштабах. А еще есть 18 важнейших научных и проектных организаций этой отрасли, это конструкторские бюро и прочее.

Далее я расскажу только о самых крупных верфях и их самых необычных и интересных проектах. Потому ято все предприятия перечислить просто невозможно, так же как и рассказать обо всех судах, которые спустили на воду за последние годы. Начнем с «Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений». Это необычный завод, на который строят плавучие заводы. Строить его начали в 2017 году, сейчас уже возводят третью очередь. Расположено предприятие рядом с селом Белокаменка в Мурманской области. Это первый в мире завод по серийному производству линий сжижения природного газа. Предприятие обладает двумя сухими доками, являющимися одними из крупнейших в мире. Габариты каждого из них: длина 400 м, ширина 175 м, высота 20 м. То есть продукцией тут являются плавучие заводы, которые производят СПГ из добытого в Арктике газа.

Следующее предприятие это Адмиралтейские верфи. Наверно, каждый кто был в Санкт-Петербурге и катался по Неве вокруг Васильевского острова видел этот завод и пристани на которых находятся различные суда в разной степени готовности. Это одно из старейших и, вероятно, самое заслуженное по количеству построенных кораблей, в том числе знаменитых, отечественное предприятие, начавшее свою работу в 1704 году. Это именно на этой верфи в 2022 году ввели в строй Ледостойкую самодвижущуюся платформу «Северный полюс». Специфика задачи заключалась этого судна в том, что оно должно вмораживаться в лед на два года и дрейфовать вместе со льдиной. Главное на ЛСП — это широкие возможности для проведения исследований. На борту имеется 17 современных лабораторий, позволяющих проводить весь комплекс исследований — метеорологических, океанологических, гляциологических, геофизических и т. д. Интересно, что даже внешняя поверхность бортов ЛСП тоже рабочая — благодаря встроенным датчикам судно «чувствует» актуальную ледовую обстановку. У меня на канале недавно был ролик про освоение Арктики и это судно, рекомендую посмотреть тут, чтобы понять какие мега проекты реализует Россия в этом регионе. Кроме научно-исследовательских тут еще строят и постоянно спускают на воду большие морозильные рыболовные траулеры, дизель-электрические ледоколы, судно-спасатели, разные виды танкеров, буксиры и многое другое.

Переместимся в другую часть России, на Дальний Восток. Там находится Амурский судостроительный завод. Крупное судостроительное предприятие, расположенное в городе Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края. Образовано в 1936 году. Тут, например, построили грузопассажирский морской паром «Александр Деев», который сейчас работает на Сахалине. Новое комфортабельное судно способно выполнять рейсы в сложных погодных условиях, двигаться во льдах толщиной до метра, перевозить до 150 пассажиров, не менее 30 железнодорожных вагонов и 12 автосоставов на главной палубе, 9 легковых автомобилей на нижней палубе.

Следующее предприятие про которое хочется рассказать, это Севмаш в Архангельской области, Архангельск это моя родина, всем кто оттуда большой привет! Севмаш находится недалеко от Архангельска в Северодвинске. Введено оно состав действующих предприятий в 1939 году. Именно тут начали строить единственную в мире плавающую атомную электростанцию ПАТЭС Ломоносов. Продолжил строительство уже Балтийский завод, в Санкт-Петербурге, а ядерное топливо загружали уже в Мурманске. К 2039 году Росатом планирует построить еще 18 плавучих АЭС для нужд России. Они нужны для труднодоступных регионов, развития удаленных промышленных кластеров и территорий, изолированных от централизованных энергосистем. Так же, есть и высокий экспортный потенциал.

Помимо различных гражданских судов, Севмаш может строить и нефтяные платформы. На этом предприятии создана морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная». Единственная платформа, ведущая добычу нефти на российском арктическом шельфе, предназначена для освоения Приразломного нефтяного месторождения, расположенного в арктических условиях в Печорском море, на расстоянии около 60 км от материка. Это высокотехнологичный многофункциональный комплекс, обеспечивающий бурение скважин, добычу, хранение и круглогодичную прямую отгрузку нефти.

Идем дальше и перемещаемся в Выборг, на Выборгский судостроительный завод. Образован в 1948 году. В настоящий момент предприятие специализируется на строительстве неатомных ледоколов и судов снабжения для шельфовых проектов дедвейтом до 15 тыс. тонн, а также строительстве морских платформ и их блоков. Продукция предприятия огромна, это траулеры-процессоры, морозильные траулеры, ледоколы различных классов, танкеры и прочее. Так же завод участвовал в строительстве стартовой платформы «Одиссей». Это первая в мире плавучая пусковая площадка достаточно крупных ракет космического назначения (плавучий космодром), созданная в рамках проекта «Морской старт» получила специализированное оборудование именно на Выборгском судостроительном заводе, где было завершено её переоборудование из плавучей полупогружной буровой установки. ранее эта платформа считалась международной, а сейчас ею владеет российская компания «Группа С7».

Переносимся снова в Санкт-Петербург, в котором находится «Балтийский завод». Это очень крупное судостроительное предприятие, образованное в 1856 году. В настоящий момент, а мы берем только гражданское судостроение, предприятие является единственным в мире производителем атомных ледоколов. Строит также обычные ледоколы и суда ледового класса, и крупногабаритные агрегаты судовой энергетики и машиностроения, являясь в некоторых областях, например в производстве крупных гребных винтов массой до 70 тонн, единственным производителем такого рода техники в России. Я сам постоянно вижу как один за другим на этом заводе строят гигантские атомные ледоколы проекта 22220. На данный момент — построено 4 ледокола этой серии, 2 строятся, 1 планируется к закладке. Ледоколы этого проекта являются самыми большими и самыми мощными ледоколами в мире. Атомные ледоколы создавались (и продолжают строиться) для обеспечения круглогодичной навигации в сложных ледовых условиях Северного морского пути. Они способны выполнять широкий спектр задач, от сопровождения торговых и иных судов до научных экспедиций. Сердце каждого атомного ледокола – его двухреакторная ядерная энергетическая установка «РИТМ-200». Она генерирует как тепловую, так и электрическую мощность судна. Их длина достигает 173,3 метра, ширина составляет 34 метра. Водоизмещение при полной загрузке – до 33540 тонн. Для управления столь крупными кораблями предусмотрен экипаж из 53 человек.

Ну и как же не рассказать про судостроительный комплекс «Звезда». Это одно из крупнейших судостроительных предприятий страны в г. Большой Камень Приморского края, дальний Восток. Основано в десять лет назад в 2015 году. Верфь предназначена для строительства всех типов морских судов и добычных платформ для работы на российском шельфе. В портфеле заказов предприятия уже свыше 50 судов. На ССК «Звезда» продолжается строительство новых цехов и одновременно ведется производственная деятельность. Уже сейчас функционируют объекты первой очереди. Заказчику уже передали 6 построенных на верфи судов. Это «зелёные» танкеры типа «Афрамакс» дедвейтом 114 тыс. тонн и арктический танкер-челнок дедвейтом 69 тыс. тонн. На этой же верфи строят ледокол, который будет ещё больше тех, которые делают на Балтийском заводе. Это ледокол Лидер. Судно спроектировано для обеспечения круглогодичной проводки коммерческого флота по Северному морскому пути. Проект «Лидер» станет основой российского ледокольного флота нового поколения. Длина нового атомохода составит 210 метров, ширина — 47 метров, осадка — 13 метров. Оснащен двумя атомными реакторами типа РИТМ-400, четырьмя турбинами и четырьмя гребными электродвигателями. Суммарная мощность энергоустановок ледокола составит 120 МВт, что позволит судну преодолевать льды толщиной более 4 метров со скоростью 2 узла. При толщине льда 2 метра скорость ледокола составит до 12 узлов.

На этом пожалуй, остановлюсь, так как перечислить все предприятия этой отрасли и всю продукцию в одном материале невозможно. А ведь у нас сейчас строят сухогрузы, круизные лайнеры, судна на воздушных подушках, катера, буксиры, яхты, судна на подводных крыльях и многое другое. Я лично насчитал 71 предприятие, которое занимается судостроением. Я считал те у которых есть в наличие собственные или находящиеся в долгосрочной аренде серьёзные судоподъёмники или доки. А ведь ещё есть несколько верфей, которые строятся. Мы, конечно, не являемся мировым лидером в этой отрасли, но начиная с 2007 года идёт постоянный рост производства. По итогам 2024 года Россия заняла десятое место в мировом судостроении по валовому тоннажу выпущенной продукции, а это не плохой результат. Хорошо известно соотношение: один человек, работающий в судпроме, обеспечивает работой 4-5 человек в смежных отраслях. Эта отрасль экономики обладает максимально значимым научно-техническим и производственным потенциалом, влияющим на развитие технологий в смежных отраслях.

Кто и зачем постоянно говорит, что в России нет производства? Вот, пожалуйста, это я привел всего лишь одну отрасль. В дальнейшем буду ещё рассказывать про то, что у всех под носом, но почему-то никто этого не замечает и не видит. Пишите в комментариях, что вы думаете на эту тему, я все комментарии читаю и стараюсь отвечать. И подписывайтесь, чтобы не пропустить следующие статьи и видео.

Федосеев Илья

Мой Телеграм канал и группа в ВК, в которых вы сможете прочесть статьи и посмотреть видео, которые не публикуются на других площадках:
https://vk.com/iliyafedoseev 
https://t.me/Iliyafedoseev

 

 

Оставить комментарий