Количество текстов, посвященных новому составу правительства и тому, что оно, по мнению их авторов, будет делать, зашкаливает, даже на нашем ресурсе. И хотя я ни в одном глазу не являюсь политологом, ситуация просто вынуждает высказаться по этому поводу, чтобы потом эти тексты не соотносили с моим мнением. Несколько слов по этому поводу я сказал в опубликованном сегодня утром ролике, но этого все-таки явно недостаточно.
При этом и рассуждать на политологическом уровне, то есть долго «обсасывать» конкретные персоналии, делая предположения, как и на кого они будут работать, кто их пролоббировал и так далее, мне не очень интересно. Поэтому я хочу обсудить только один аспект деятельности правительства — его управляемости. И начать здесь нужно с главной, его системной проблемы, которая уходит своими корнями в уже далекий 1991 год.
Дело в том, что, с точки зрения организационной, наше правительство было принципиально недееспособно. Его базовая модель, которая идет еще из глубин СССР, предполагала, что есть некоторый внешний по отношению к нему институт (ЦК КПСС), который и задает стратегическое позиционирование и занимается согласованием сложных вопросов. Но с 1991 года ЦК КПСС больше нет, а роль правительства в стране сильно выросла, поскольку именно оно занимается собственностью, что при капитализме есть главный, если вообще не единственный, вопрос.
В 90-е годы, собственно, каждый кусок правительства осваивал (читай: приватизировал) тот кусок, который ему достался по формальному распределению обязанностей, и места там хватало для всех. Но вот где-то к дефолту стало ясно, что имеет место серьезная проблема: в правительстве есть несколько параллельных контуров принятия решений (в максимуме я насчитал аж целых 7, начиная от лично премьера и отдельно его секретариата, заканчивая аппаратом правительства и аппаратом министерств) и каждый из них по любому вопросу имеет собственное мнение.
Суть этого механизма состояла в том, что руководители секретариатов ключевых вице-премьеров и самого премьера договорились о коррупционном механизме согласования вопросов. Грубо говоря, кто, как и с кем делится. Именно после этого коррупция в России приобрела системный характер, более того, правительственные чиновники крайне неодобрительно стали относиться к вопросам, за которым не стоит «бюджет». И дело не в том, что они не понимали, что такие вопросы могут быть крайне важными для страны, тут-то как раз все всё понимали, – просто они отдавали себе отчет, что согласовать такие вопросы будет практически невозможно — а потому не имело смысла с ними связываться.
Поскольку первым вице-премьером в этом правительстве был Немцов, я всегда с глубокой иронией относился к его рассуждениям о необходимости бороться с коррупцией.
Можно привести простую аналогию. По телевизору все время показывают сериалы, где доблестные правоохранительные органы России борются с правонарушителями, в том числе открывая на них уголовные дела направо и налево. Мне в жизни приходилось сталкиваться с ситуацией, когда такие дела нужно было открывать реально (в основном дело касалось рейдерских захватов частного жилья, которые судя по всему стали достаточно частыми явлением нашей жизни), и все мои знакомые в этой ситуации обнаруживали, что для решения этого вопроса почти всегда необходимо обеспечить «бюджет»! Злые языки говорят, что в Москве он сегодня составляет (в случае, если есть реальное преступление, за изготовление фальшивки нужно платить индивидуально) 20 000 долларов США. Так что можно себе представить, как весело живут правительственные чиновники в рамках такого соглашения! Не удивительно, что Немцов оставил за собой такое серьезное наследство!
Но, как понятно, уж коли такое соглашение заключено, можно смело забывать про содержательную работу правительства! Опять-таки, единственное исключение — если есть премьер, который хочет чего-то реального достичь! А вот если его нет, то шансов нет никаких! Отметим, что в либеральных правительствах последних лет все-таки некоторый механизм содержательного контроля был. Состоял он в жестком контроле либеральных политических лидеров (в предыдущем составе это были Шувалов, Дворкович и Приходько) за тем, чтобы ничего «разумного, доброго и вечного», отвечающего долгосрочным интересам России, не дай бог, в правительственных решениях не появилось. Даже если за это деньги кто-то платит. Кстати, именно в этом причине нежелания китайского руководства с этим правительством работать.
Так вот, сегодня ситуация меняется. Президенту категорически нужен результат (как и стране), причем ждать уже невозможно, объективные обстоятельства это требуют. А это значит, что правительству необходимо вернуть дееспособность. Еще раз повторю, система параллельных контуров принятия решений делает совершенно невозможным любую конструктивную деятельность, кто бы эти контуры не возглавлял, патриоты или компрадоры. И у меня сложилось такое ощущение, что в новом составе правительства так много вице-премьеров как раз потому (а с точки зрения вышесказанного, чем их больше, тем хуже!), что эти люди должны будут непосредственно отвечать за результат перед Президентом. И согласовывать все противоречия в его Администрации.
Ну, или иначе их ввели в некоторый (пока не официальный) совет, который должен играть роль ЦК КПСС. И после того как на Старой площади или в Кремле они, сидя за столом, приняли некоторое решение, всем остальным участникам процесса (то есть их секретариатам, секретариату премьера, министрам, аппарату правительства и так далее) придется либо подчиниться, либо — покинуть насиженное место. Возможно (если они попытаются продолжить коррупционную активность) — переселившись в совсем уж неприятные места.
И, опять-таки, я вовсе не настаиваю на том, что дал полную раскладку модели усиления управляемости правительства. Собственно, я описал только один аспект его деятельности, возможность конструктивного согласования позиций. Я не уверен, что предложенный механизм именно такой – это моя личная гипотеза. Я также не уверен, что он покажет результат. Но то, что некоторый прогресс в сторону, при котором институциональная и системная коррупция доминировала при принятии решений, имеет место, даже вопросов нет. И это, кстати, еще один позитив нынешней реформы правительства.
Михаил Хазин
https://khazin.ru