Азовский бассейн — ловушка для Украины?

Владимир Путин во время осмотра строительства Керченского моста

В продолжение поста «Ваш незаконный мост мешает нам развиваться…»: появилась реальная конкретика по ограничениям судов, которые будут оперировать в Азовском бассейне после постройки Керченского моста. Это, кстати, касается и Ростова с Таганрогом и Азовом.

В ФБ на днях появился крик души одесского полицейского советника Форостяка (причём тут само по себе очень интересно то обстоятельство, что громко пропагандонит полицейский деятель — а не моряк, и одесский по дислокации — а не бердянский и не мариупольский):

«Корабли высотой более 33 метров не смогут выполнять перевозки в Мариуполь и Бердянск, а также не смогут покинуть порты.» — Об этом сообщил советник главы ГУНП в Одесской области Руслан Форостяк в своем Facebook, добавив фото документа. «Россия сооружая мост через Керченский пролив в оккупированном Крыму в одностороннем порядке ограничивает движение через пролив, устанавливая габариты судов», – отметил он.

Кремль планирует ввести ограничения с августа этого года. Поэтому судовладельцы, которые планируют перевозки в украинские порты в Азовском бассейне в Бердянск или Мариуполь, попадают в ловушку. Поскольку они будут вынуждены учитывать, что суда высотой более 33 метров уже не смогут пройти к этим портам. Вообще такие действия и ограничения нарушают международные нормы в части мореплавания и ряда конвенций, требуют согласования строительных работ в заинтересованных стран бассейна, в которых соответственно будет ограничена география морских перевозок, – отметил Форостяк.
(отседова)

А вот скан документа из ФБ этого одесского полицейского (извещение было выпущено ещё в конце мая — почти за 3 месяца до начала реального монтажа):

Итак, что мы видим?
Ограничения касаются четырех параметров: длины, ширины, осадки и высоты.
Осадка давным-давно была серьёзным и вполне привычным ограничением для Керчь-Еникальского канала, поэтому главное новшество — это ограничение по длине и высоте.

Давайте посмотрим, что может сейчас принять порт Мариуполя — крупнейший украинский порт в том бассейне:

Средние глубины на подходе к порту составляют 12,0 м и позволяют обслуживать суда практически любой грузоподъемности, что ставит Мариупольский порт в более выгодное положение перед другими портами Азовского моря.
Порт открыт для захода судов круглый год.
Средняя продолжительность навигации с ледовой проводкой (в случае суровой зимы, с декабря по март) — 86 суток.
Круглосуточную и безопасную проводку судов в любую погоду обеспечивает Центр регулирования движения судов (ЦРДС).
Осуществляется ледовая проводка ледоколами порта.
Порт оснащен всеми современными видами связи, включая спутниковую.
Порт принимает суда с осадкой до 8,0 м и длиной до 240м.

Хорошо, а что сейчас реально гнездится в этом порту? Это тоже можно посмотреть.
Видим, что там в основном одна мелюзга или местный портофлот, но всё же стоит один весьма солидный балкер из серии «федералов» — (серия, которая строилась когда-то специально для прохода пути Св. Лаврентия и системы американских Великих Озёр — со множеством мостов и шлюзов — и поэтому очень экономна по габаритам). Вот такое судно дедвейтом под 35.000 тонн:

«Федерал Бристоль» проходит по высоте и по ширине, но уже потенциально подпадает под ограничения по длине (он 200 м, а ограничение будет, судя по письму — 160 м).

Причем судовладельцы давно уже нашли выход для крупнотоннажных судов, которые не проходят в Азовский бассейн, и поступают, например, так:

[…] В начале июня через причалы Мариупольского порта впервые в его истории была перевалена партия импортного флюсового известняка для местных металлургических комбинатов. 52 тысячи тонн этого груза успешно обработали докеры 1-го грузового района.

Изначально вся партия флюсового известняка была погружена в Арабских Эмиратах в трюмы балкера «NAVIOS HIOS» (флаг Греция). Но поскольку судно с осадкой 12 метров не может пройти через Керчь-Еникальский канал, было принято решение перегрузить часть партии в нейтральных водах на суда с меньшим водоизмещением. Так, «BEHCET C» (флаг Панама) приняло 17,7 тысяч тонн известняка и «ACORUS» (флаг Молдова) — еще 5,3 тыс. тонн груза. Таким образом, у причалов №№ 8 и 9 мариупольские портовики благополучно обработали три судна с импортным грузом.

Поэтому ничто не мешает делить грузы и с длинных судов, подпадающих под ограничение, тем более что опыт есть.
Что самое смешное, мариупольские портовики не орут и не пропагандонят в фейсбуках, как этот одессит-полицейский — а просто буднично готовятся к новому режиму пропуска в проливе:

[…] В Мариупольском морском торговом порту 0629 заявили, что на предприятии знают о данном ограничении. Фрахтователи судов, как стало известно, уже активно готовятся к проходу через канал по новым условиям.

«Сегодня фрахтователи активно ищут флот, который будет свободно вписываться в указанные габаритные ограничения. На самом деле конструкций таких судов множество, и среди них есть крупнотоннажные. В частности, суда типа «Federal» имеют сравнительно небольшие надводные габариты и при этом способны перевозить значительные партии грузов. Эти суда в свое время строились для прохода по рекам и озерам Северной Америки, где очень много мостовых сооружений, так что можно сказать, они специально созданы для работы в условиях ограничений по габаритам»,- сообщили в пресс-службе ММТП. В порту отметили, что прямо сейчас на причале стоит один из таких «федералов» под названием «Federal Yukon». Грузится чугуном на США. Еще одно судно этого типа – «Federal Bristol» — стоит на рейде порта в ожидании постановки к тому же 7-му причалу под партию чугуна и листового проката.

«Так что в вопросе габаритных ограничений судов при проходе Керченского пролива для нашего порта и остальных украинских участников транспортного рынка нет повода для паники». — подытожили в пресс-службе.

* * *

В общем, следим за представлением далее 🙂
Накал обещает повышаться к августу, когда начнётся монтаж пролётов в фарватере.
Но в любом случае, флот, направляющийся в порты Азовского бассейна, с августа 2017 будет играть по правилам России. Это уже неизбежность.

ЖЖ: periskop

Оставить комментарий

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: