«Искандеры» в Армении

34053

Армения в 25-й раз отпраздновала свой государственный праздник – День независимости. По стечению обстоятельств она была единственной из всех бывших республик СССР, которая вышла из его состава в полном соответствии со всеми положениями союзного закона «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР».

Распад СССР сопровождался для Армении войной в Нагорном Карабахе, куда она была втянута на стороне Степанакерта против Баку. Полномасштабные боевые действия между сторонами конфликта начались после того, как в начале 1992 года из региона были выведены войска МВД СССР, которые в 1988-1991 гг. играли роль буфера между конфликтующими сторонами. Следует отметить, что военные потенциалы сторон конфликта были изначально неравны вследствие того, что арсеналы, перешедшие под контроль постсоветского Азербайджана в 1992 году, в несколько раз превышали те, которые перешли под контроль Армении.

Военно-политический союз с Россией является одним из краеугольных камней внешней политики и политики в сфере безопасности Армении, начал он оформляться 15 мая 1992 года, когда был заключен Договор о коллективной безопасности СНГ, затем развивалось и двустороннее военно-политическое сотрудничество. Ключевой составляющей этого сотрудничества является Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 29 августа 1997 года, а также такие ключевые документы, как Договор о российской военной базе на территории Республики Армения от 16 марта 1995 года, межгосударственный договор о статусе Пограничных войск России на территории Армении, заключенный 30 сентября 1992 года, соглашение «О создании Объединенной региональной системы ПВО в кавказском регионе коллективной безопасности между Россией и Арменией», заключенное в 2016 году, и другие.

В рамках ряда соглашений и договоров осуществляется военно-техническое сотрудничество между двумя странами. В частности, Россия поставляет ВС Армении оружие, боевую технику и запасные части к ней, боеприпасы в рамках как военно-технического сотрудничества, так и коммерческих поставок. При этом Армения как член ОДКБ и союзник России имеет возможность закупать российское оружие по внутрироссийским ценам, т.е. на 20-25% ниже обычной экспортной цены.

В бытность министром обороны РФ Анатолия Сердюкова Москва заключила ряд долгосрочных и крупных, по меркам постсоветского пространства, контрактов на поставку тяжелого и наступательного вооружения в Азербайджан, являющийся одним из немногих реально платежеспособных покупателей достаточно больших партий оружия на постсоветском пространстве. Доходы от поступлений нефти в его государственную казну достаточно велики. Вот перечень поставок оружия Азербайджану, осуществленных в течение последних пяти лет: 94 танка Т-90С, 18 самоходных артиллерийских установок «Мста-С», 18 пусковых установок реактивных систем залпового огня «Смерч», 18 САУ «Вена», шесть тяжелых огнеметных систем ТОС — 1А «Солнцепек», различные машины для обслуживания, запасные части и пр. Стоимость этих поставок составляла порядка 1 млрд. долларов. Москва также поставила Баку два дивизиона зенитно-ракетных систем С-300ПМУ-2, ЗРК типа «Тор-2МЭ», 60 транспортных вертолетов Ми-17 и 24 ударных вертолета Ми-35М на общую сумму в 3 млрд. долларов.

Столь массированные поставки оружия в Азербайджан вызвали естественное недовольство в Ереване, в том числе и на официальном уровне, и это при том, что Россия не прекращала обеспечивать оружием и Армению. Сам факт этих поставок активно использовался прозападными группами влияния в Армении для системного провоцирования антироссийских настроений. Упор делался на то, что столь массированные поставки оружия создают дисбаланс сил между конфликтующими сторонами в Нагорном Карабахе. Однако, как нам представляется, в целом военно-политический баланс между сторонами конфликта сохранился.

Суть военно-политического баланса между тремя сторонами нагорно-карабахского конфликта может быть представлена следующим образом: 102-я российская база на территории Армении сдерживает возможное военное вмешательство Турции в случае эскалации конфликта в Нагорном Карабахе и начала боевых действий на армяно-азербайджанской границе. Это обстоятельство дает возможность Армении концентрировать свои основные силы и средства на одном – восточном, «азербайджанском» направлении. При этом сам Азербайджан не может концентрировать все свои силы и средства против Армении и Нагорного Карабаха, т.к. имеет потенциальные угрозы и с других направлений, в том числе со стороны Ирана.

Апрельская «четырехдневная война» на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе подтвердила то обстоятельство, что между сторонами конфликта существует военно-политический баланс, и в военном плане ВС Азербайджана не превосходят Армию обороны непризнанной Нагорно-Карабахской республики и ВС Армении. Итоги боевых действий также подтвердили, что азербайджанская армия не способна на проведение блицкрига в зоне конфликта и прорыв обороны.

Прошедшие боевые действия стали толчком к острой дискуссии в армянской прессе, а также в экспертных и политических кругах о причинах задержки с поставками оружия по российскому кредиту в 200 млн. долларов и о возможном дисбалансе сил в пользу Азербайджана. В подавляющем большинстве это были дилетантские рассуждения, что формировало не совсем адекватное восприятие происходящего через «независимую прессу». Наиболее активные прозападные группировки, используя ошибки и непрофессионализм политиков и части экспертов, даже смогли организовать антироссийскую кампанию в Ереване. Впрочем, впоследствии ситуация несколько стабилизировалась, и дискурс перешел в более профессиональное и рациональное русло. В частности, в течение минувшего лета парламентское большинство и большая часть актуальной оппозиции ратифицировали соглашение «О создании Объединенной региональной системы ПВО в кавказском регионе коллективной безопасности между Россией и Арменией», а также поддержали заявление о создании Объединенной группировки войск (сил) вооруженных сил Армении и России.

21 сентября 2016 года в честь Дня независимости в Ереване был проведен военный парад подразделений ВС Армении, пограничных войск, внутренних войск полиции и Министерства по чрезвычайным ситуациям. В нём принимали участие и подразделения 102-й российской военной базы в Армении, к которым на русском языке с приветствием обратился министр обороны Сейран Оганян. Во время прохождения колонны российских воинов во главе с полковником Алексеем Науменко перед центральной трибуной диктором на площади Республики было оглашено приветствие: «Слава нашим братьям-союзникам!»

Наибольший интерес у участников парада и многочисленных гостей вызвало прохождение боевой техники, включая образцы, недавно поступившие в ВС Армении, – комплекс радиоэлектронной борьбы и радиоэлектронного подавления «Инфауна», реактивная система залпового огня «Смерч», зенитно-ракетный комплекс ПВО «Бук», оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер».

Появление «Искандеров» произвело самый настоящий фурор не только среди присутствующих на площади, но и среди экспертов, а также представителей дипломатического корпуса. На параде был продемонстрирован один дивизион «Искандеров» в экспортном исполнении, т.е. с дальностью поражения в 300 км. Причин ажиотажа было несколько:

— во-первых, небогатая Армения оказалась первой страной в мире, куда был поставлен экспортный вариант этого ОТРК. Притом, что среди желающих приобрести это оружие есть десятки стран, которые готовы раскошелится на очень крупные суммы для его приобретения;

— во-вторых, зная тактико-технические характеристики «Искандера», его возможности по преодолению самой насыщенной и совершенной ПВО, можно сказать, что в регионе бывшего советского Закавказья у Армении появилось стратегическое, а не оперативно-тактическое оружие;

— в-третьих, первая информация о нахождении на территории Армении «Искандеров» появилась в прессе еще в 2013 году, но тогда шла речь о том, что этот ОТРК принят на вооружение 102-й российской военной базы. Теперь же официально заявлено, что представленный вид оружия есть собственность ВС Армении. Во время своего пространного интервью 22 сентября на телеканале «Кентрон» пресс-секретарь Министерства обороны Армении Арцрун Ованнисян дал понять, что поставка «Искандера» не входит в рамки поставок российского оружия по кредиту в 200 млн. долларов, при этом он не огласил подробности сделки. Одновременно чиновник, сославшись на военную тайну, отказался указывать численность дивизионов «Искандеров» в ВС Армении;

— в-четвертых, очевидно, что Россия не планирует поставлять/продавать «Искандеры» Азербайджану. В этом контексте следует рассматривать различие для Москвы Армении и Азербайджана: первая является военно-политическим союзником, а второй – важным партнером и соседом.

Наличие «Искандеров» у ВС Армении является очень важным и мощным фактором сдерживания в нагорно-карабахском конфликте, минимизирующим вероятность эскалации конфликта и лишающим иллюзий тех, кто намерен спланировать агрессию против НКР и Армении. В целом парад в День независимости снял ряд вопросов, волновавших в последние месяцы армянское общественное мнение.

В заключение отметим, что, несмотря на продолжающуюся в «независимой прессе» антироссийскую кампанию, общество убедилось, что Россия по-прежнему является одним из гарантов безопасности Армении  и предприняла важные шаги по нивелировке некоторого военно-технического дисбаланса, наметившегося между сторонами нагорно-карабахского конфликта.

http://www.ritmeurasia.org

Оставить комментарий

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: