О визите Владимира Путина в Китай, или Нелёгкое партнёрство за широкими улыбками

22782

Завершился визит президента России Владимира Путина в Китай, что позволяет подвести определённые итоги. Визит при учёте и без того многочисленных встреч российского и китайского лидеров вполне можно назвать особым, хотя бы потому что на фоне попыток в условиях кризиса наращивать экономическое и культурное взаимодействие между РФ и КНР прозвенел первый звонок распада Европейского союза. Результаты референдума в Великобритании, окончательно озвученные и подтверждённые во время визита Владимира Путина к азиатским партнёрам, стали своеобразным подтверждением многочисленных идей о том, что единая Европа – «не жилец».

Официальным поводом для визита российского лидера в Китай стало 15-летие подписания Москвой и Пекином договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, также 20-летие подписания соглашения об установлении между двумя странами стратегического партнёрства.

Информационное агентство Синьхуа публикует заявление директора Центра международной энергетической стратегии при институте международных исследований Китая Ши Цзэ:

Факт развития наших отношений в последние годы доказывает, что эти два стратегических решения, а именно: подписание договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между КНР и РФ и установление китайско-российских отношений стратегического взаимодействия и партнёрства, — отвечают коренным интересам двух стран и их народов, а также идут в ногу со временем. Процесс развития отношений в последние годы также демонстрирует, что у обеих стран сложилась зрелая модель сотрудничества, выдержавшая испытание практикой.

На фоне всё того же «Брэкзита» заявление о «зрелой модели сотрудничества» является как бы прозрачным намёком на то, что в иных регионах мира – там, где пытается верховодить внешний «партнёр», — отношения от зрелости далеки. Хотя о какой зрелости отношений в Евросоюзе вообще можно говорить, если ЕС к последнему времени окончательно скатился к порождению сотен всевозможных директив и предписаний, фактические лишающих входящие в объединение страны реального суверенитета. Никакого реального равноправия не было и в помине. Кредиты, квоты, просроченные кредиты, новые квоты, кредиты на погашение просроченных кредитов, очередные квоты – это цепочка, фактически отражающая сущность экономических контактов внутри Европейского союза. Насколько такая система, даже если её пыталась выставить идеальной сама же западная пропаганда, оказалась «жизнеспособной», показали те самые итоги британского референдума.

На этом фоне внимание к сотрудничеству внутри международных организаций, в которых состоит Российская Федерация, особенно велик. Речь, к примеру, о БРИКС и ШОС, членом которых является и Китай тоже. При учёте серьёзнейшего кризиса, с которым сталкивается ЕС, нет особенных поводов для того, чтобы заявить о полном отсутствии проблем у этих организаций. Проблем, безусловно, больше чем достаточно, однако нельзя не признать того, что отношения здесь другие. Торпедировать друг друга квотами и требованиями никто себе не позволяет по той простой причине, что все стороны по крайней мере стараются учитывать интересы друг друга. Не всегда, правда, с тем же Китаем получается, но никто и не говорил, что КНР – «лёгкий партнёр».

Итак, какая экономическая картина представала перед началом визита Владимира Путина в Пекин? После достаточно длительного периода спада товарооборота между двумя странами планка двусторонней торговли начала перемещаться вверх. По заявлениям лидера КНР Си Цзиньпина, объёмы торговли между Россией и Китаем за период с января по май текущего года выросли в сравнении с предыдущим периодом на 2,7%, достигнув значения 25,8 млрд долларов. К концу года ожидается выход на уровень товарооборота в 65 млрд долларов. Хотя Китай и остаётся торговым лидером для российской экономики, цифры эти выглядят достаточно низкими по отношению хотя бы к 2013 году, когда прогнозировалось преодоление психологической отметки в $100 млрд. Однако нельзя забывать о том, что многие взаимные сделки осуществляются теперь посредством использования национальных валют. И если долларовый эквивалент в связи с падением курса рубля сам упал на треть, то падение объёмов непосредственно торговли и денежной массы в национальных валютах для реализации сделок оказалось не таким крутым.

Какие шаги определены для роста товарооборота? Одна из отраслей – развитие взаимного туризма. В прошлом году именно китайцы стали тем иностранным народом, который занял первое место по числу туристов в РФ. Взаимный «туристооборот» приблизился к 2,5 млн человек. В следующем году это число планируется довести уже до 3 млн. Для этого создан целый перечень совместных культурных программ и рекреационных проектов.

Ещё одна важная отрасль – сельское хозяйство. По словам президента России, в сравнении с предыдущим периодом поставки в КНР российской сельскохозяйственной продукции выросли на 30%. Китай в этом плане является настоящим суперрынком товаров аграрного производства, причём готовым наращивать импорт таких товаров, произведённых в России. Речь в первую очередь идёт о зерновых. Подписаны сразу несколько соглашений по сотрудничеству в сфере сельского хозяйства, предусматривающие выходы российских компаний на китайский рынок для реализации продукции аграрного производства. В свою очередь Китай начнёт реализацию соглашения по поставкам сельскохозяйственной техники в РФ.

Не осталась без внимания, конечно же, и энергетика. Продолжается тесное сотрудничество России и Китая по созданию газопровода «Сила Сибири», запуск которого запланирован на 2020 год. Китай при этом добился наращивания участия в проекте «Ямал СПГ». Это крупнейший в РФ проект по производству сжиженного газа. Китайские компании поставляют для реализации проекта необходимое оборудование. Так, в апреле текущего года из китайского порта Циндао в Россию были отправлены 2 модуля для производства СПГ из 36, которые построят в КНР. Необходимо напомнить, что Китай в своё время претендовал на более чем 20%-ный пакет акций проекта «Ямал СПГ». Под давлением китайских партнёров, которые, как уже было отмечено, далеко не просты в переговорах, было решено увеличить «китайский пакет» почти до 30%. 50,1% акций проекта сосредоточено у НОВАТЭКа, 20% — у французской Total, 20% — у китайской CNPC. Ещё 9,9% теперь владеет китайский фонд «Шёлковый путь». За это России получилось «выторговать» себе участие в проекте возведения Тяньцзиньского нефтеперерабатывающего завода.

Понимая, что партнёрство России и Китая в энергетике может свести на нет все энергетические санкции, введённые ЕС в отношении РФ, и окончательно добить разваливающийся Евросоюз, в Европе начали вилять хвостом. К примеру, Польша, официально не заявляя о поддержке строительства «Северного потока-2», подаёт заявку на закупку газа в ежегодных объёмах 11 млрд кубометров у Германии после 2023 года. Учитывая тот факт, что у Германии при нынешней конъюнктуре попросту нет возможности продавать российский газ в запрошенных Польшей объёмах, польская заявка от имени компании Gaz System и явилась фактической поддержкой (пусть и завуалированной) строительства «Северного потока-2».

То есть прагматика России в сотрудничестве с партнёрами (возможно, где-то и возникают вопросы) сегодня приводит к тому, что именно такая экономическая политика и выступает серьёзным рычагом влияния Москвы.

После переговоров глав двух государств Москва и Пекин подписали более 30 соглашений о сотрудничестве не только в упомянутых сферах, но также в сферах инноваций, технологий, финансов, средства массовой информации, Интернета и спорта. Общие объёмы взаимных инвестиций исчисляются десятками миллиардов рублей и юаней. И всякий раз стороны буквально по нитке увязывали своё участие в совместных проектах. Однако по-настоящему трудовые результаты переговоров и привели к тому, что интересы партнёров в итоге обеими сторонами были учтены, а бокалы шампанского оказались выпиты не зря.

Алексей Володин
https://topwar.ru

Оставить комментарий

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: