Можно ли спасти того, кто сам решил утонуть?

Фото: kremlin

Фото: kremlin

На прямой линии президент России В. Путин коснулся вопроса о «спасении» Порошенко, ответив в том смысле, что нельзя спасти того, кто сам решил утонуть. И это верно. Политика киевского режима держит в заложниках своей иррациональной и антинародной политики население всей Украины. Иррациональность, как раз и состоит в том, что «коллективный Порошенко» не хочет спасать ни свою страну, ни себя.

Продолжение киевским режимом войны в промышленном Донбассе, выполнение всех требований МВФ, ориентация на внешние кредиты, уход с российского рынка и открытие собственного рынка для товаров ЕС обернулись тяжелейшим экономическим кризисом.

В основе нового политического соглашения, ставшего базой нового правительства В. Гройсмана, находятся межолигархические договорённости. Именно факт таких договорённостей, а также внешнее управление со стороны США и западных финансовых институтов будут определять деятельность нового Кабмина. В итоге у правительства Гройсмана остаётся узкий коридор для манёвра, ибо перечисленные факторы задают достаточно жёсткие параметры экономической политики.

Кабмин будет маневрировать в пределах требований МВФ к социально-экономическому курсу, которые сдерживают рост реальной экономики кабальными условиями реструктуризации долга перед внешними кредиторами, продолжением действия самоубийственной для экономики Украины зоны свободной торговли с ЕС, продолжающимся свёртыванием торгово-экономических и кооперационных связей с рынком РФ – единственным ёмким рынком сбыта украинской продукции с высокой добавочной стоимостью. Эти факторы исключают экономический рост и ведут к дальнейшему ухудшению качества жизни населения. Рассмотрим их детальнее.

Назначение Гройсмана усиливает экономическое влияние Порошенко, что создаёт риск обострения конкуренции главы режима и его окружения с иными крупными олигархами. Чтобы нейтрализовать новые риски, которые несёт с собой концентрация власти в руках Порошенко, накануне отставки Яценюка состоялись договорённости в формате Коломойский–Порошенко–Яценюк и Ахметов–Порошенко–Яценюк, о чём 11 апреля сообщил на «Громадском ТВ» («Общественное ТВ») нардеп от БПП С. Лещенко. Соответственно, обязательства Кабмина перед олигархами, в частности монополия Ахметова на рынке энергетики, уже заложены в деятельность будущего правительства и будут искажать его решения.

Вашингтон по-прежнему осуществляет внешнее управление киевским режимом, что отразилось в жёсткой риторике бывшего посла США на Украине, старшего эксперта Института Брукингса Стивена Пайфера на IX международном форуме по безопасности в Киеве. Пайфер без особых церемоний к киевским марионеткам 16 апреля заявил, что США и ЕС могут прекратить финансовую и политическую поддержку нынешнего режима на Украине, если его представители не будут выполнять указания западных лидеров. «Мы надеемся, что новое правительство будет работать, ему надо делать это быстро, иначе возникает риск того, что терпение Запада иссякнет, оно не неограниченное», – сказал он.

Симптоматично, что Пайфер пугал функционеров режима отдать страну полностью на попечение ЕС, если режим будет неудовлетворительно выполнять указания США: «Если это будет Украина, погрузившаяся в политический кризис, которая не осуществляет реформы, то будет соблазн… сказать, что пусть европейцы сами разбираются с Украиной. А это нехорошо».

Это фактическое признание того, что на фоне провала «Восточного партнёрства» ЕС потерял мотивацию к поддержке киевского режима и готов пустить ситуацию на Украине на самотёк. Глава МИД Польши перед встречей глав МИД ЕС 18 апреля уже заявил, что Европейский союз должен обдумать, как дальше «Восточное партнерство» будет формировать программу. В плане провала геополитического давления на Россию для США это и впрямь «нехорошо».

При этом под реформами на Западе понимается не новая индустриализация Украины на базе нового технико-технологического уклада и повышение производительности труда, не уход от сырьевого экспорта, а механическое выполнение требований МВФ. Эти же требования по факту преследуют исключительно одну цель — гарантированное перекредитование, т.е. когда под возвращение старого кредита страна берёт новый и так до полного лишения независимости и продажи земли и недр «с молотка» в счёт уплаты долгов.

Обратим внимание, что в западной риторике суть реформ сводится к так называемой антикоррупционной борьбе, которая стала самоцелью. Настойчивое стремление США поставить под свой контроль ГПУ – а именно эта цель преследовалась требованиями убрать генпрокурора Шокина – не случайно: такой контроль необходим, чтобы управлять теневыми финансовыми потоками и серыми схемами главарей режима, держать их под контролем.

В ситуации тяжёлого экономического кризиса политика правительства Яценюка свелась фактически к выклянчиванию внешних кредитов. На них кое-как держалась экономика, курс гривны и осуществлялись минимальные социальные выплаты ещё в 2015 году. Однако на днях после решения ВР о бессрочном моратории на погашение долга перед РФ дефолт Украины был ещё раз задокументирован.

Директор МВФ К. Лагард 18 апреля отметила, что Фонд готов давать новые кредиты Кабмину Гройсмана, и сообщила о посещении в ближайшее время Украины миссией МВФ. Фонд прекратил её кредитование в сентябре 2015 года. Согласно ранее утвержденной программе, власти страны должны были получить от МВФ 1,7 млрд долл. в сентябре и еще 1,7 млрд долл. в декабре 2015-го. МВФ требует выполнения своих указаний вместо проведения Киевом собственной экономической политики, нового повышения тарифов ЖКХ для населения, а также продажи госпредприятий. Но рост тарифов разгоняет инфляцию и подрывает платежеспособность и без того беднеющего населения, а это в условиях кризиса на внешних рынках лишает украинских производителей последних резервов наращивания товарооборота.

Продажу госпредприятий можно расценивать как подготовку к их изъятию западными ТНК. Даже если контроль над какими-то предприятиями и достанется украинским олигархам (а это не факт в контексте обещания Яценюка не допустить украинских олигархов к приватизации), очевидно, что в условиях обвального падения капитализации украинских ФПГ их владельцы-олигархи не смогут поддерживать выкупленные производства в должном состоянии. И следующий этап это – их продажа конечным собственникам – западным ТНК.

ЗСТ с ЕС, как уже полностью подтвердила практика, оказалась для Украины просто самоубийственной. Украине попросту нечего экспортировать в ЕС с выгодой для себя. Рынок Евросоюза перенасыщен товарами всех ценовых категорий и качества. Успешная конкуренция украинских товаров возможна лишь в сельскохозяйственной отрасли, но основная их часть ограничена до мизерных объёмов квотами.

Без российского рынка украинская экономика приобретает выраженный сырьевой характер, а экспорт, несмотря на физические объёмы, дешевеет. Причём добыча и экспорт сырья начинает преобладать не только в промышленности, о чём уже давно говорится, но и в сельском хозяйстве. Основу агропродовольственного экспорта составляет продукция с низкой и средней степенью переработки – зерновые и масличные культуры, подсолнечное масло, продукция пищевой промышленности. Так, в 2015 году 90% украинского агропродовольственного экспорта составила продукция с низкой и средней степенью переработки.

В итоге даже в случае экономического роста увеличиваться будет в основном производство сырья, цены на которое всегда ниже, чем продукция из него. Поэтому расширение производства в промышленности и сельском хозяйстве, во-первых, не обеспечит заметного роста ВВП, а во-вторых, не обеспечит прироста экспорта и существенного притока валюты в казну. Как следствие, киевский режим не сможет рассчитаться в положенный срок с уже реструктурированными долгами, и этот вопрос придётся решать за счёт продажи государственного достояния – земель, заводов и пр. Очевидно, что до бесконечности переносить выплату долга кредиторы не станут и настанет момент, когда придётся платить по счетам, причём по сильно возросшим счетам (как плата за отсрочку).

Вряд ли Гройсман сможет улучшить здесь ситуацию, поскольку это требует выхода на политические решения, прекращающие конфронтацию с РФ. А такие решения не может принимать без консультации с США даже Порошенко.

Кроме того, новый Кабмин связан договором об ассоциации с ЕС и правилами ЗСТ, которые открывают украинский рынок более конкурентоспособной продукции ЕС. В итоге ожидаются новые банкротства украинских производителей и дальнейшее закрытие своего рынка Россией, как страховка от рисков перетока товаров ЕС в Россию и притока по демпинговым ценам собственно украинских товаров, вытесняемых с национального рынка европейскими.

Очевидно, что деятельность Кабмина Гройсмана станет очередным ударом по иллюзиям майданных скакунов. Коррупции будет больше, загонять население в нищету будут жёстче; следует ожидать дальнейшего закрытия производств и свёртывания промышленности. И, как результат, деиндустриализация будет продолжаться, а экономика деградировать до сырьевого состояния.

Алексей Данилов 
http://www.ritmeurasia.org

Оставить комментарий

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: