Ближневосточная шахматная доска: Саудовская Аравия дистанцируется от России

17674 6

По мере того, как сирийский конфликт близится к развязке, Иран оказывается единственной страной, на которую Россия может рассчитывать в качестве союзника. Несмотря на исторические сложности российско-иранских отношений и сильную, пусть и не выраженную явно, интеграцию Ирана с западным миром, у Москвы и Тегерана, по-видимому, не остаётся другого выхода, кроме как держаться друг друга. Каждая из стран сталкивается со своего рода «региональной изоляцией».

Запад непрестанно упрекает Москву за военное вмешательство в сирийский кризис, причём в последнее время риторика становится всё более резкой. Канцлер Германии Ангела Меркель назвала российские воздушные удары «ужасающими». В минувшие выходные госсекретарь США проронил фразу о том, что Россия совершает «военные преступления». Правда, когда Москва запросила доказательств, ответа не последовало. Тем не менее, подобные голословные утверждения не прекращаются. Возможно, эта кампания организована для того, чтобы в какой-то момент оправдать необходимость «гуманитарной интервенции» со стороны международного сообщества в сирийский конфликт.

Однако более насущная проблема России кроется в другом месте – суннитские арабские государства, традиционные союзники Америки, начали отдаляться от Москвы. В последнее время российская дипломатия потрудилась на славу в налаживании отношений с такими странами, как Саудовская Аравия, Катар, Иордания, Бахрейн. Надо отметить, большую роль здесь сыграл сам президент Владимир Путин.

Однако последствия российской операции в Сирии, изменяющей ситуацию в пользу Асада, дают о себе знать. В частности, Саудовская Аравия начала заметно отдаляться от России. Можно сказать, саудовцы фактически уведомили Москву, что медленное, но верное потепление отношений между странами, наблюдаемое в течение последнего года или около того, может пойти на спад из-за непримиримых разногласий относительно будущего Сирии.

Визит короля Салмана в Россию под сомнением

В воскресенье Министерство иностранных дел Саудовской Аравии демонстративно опровергло сделанное ранее заявление высокопоставленного российского чиновника о том, что король Салман намеревается посетить страну в середине марта. Таким образом, если официальный Кремль стремился создать видимость дружелюбия на самом высоком уровне, несмотря на резкие разногласия по поводу Сирии, Эр-Рияд, похоже, посчитал необходимым разрушить подобное впечатление.

Действительно, было бы очень странно, если бы король Салман наслаждался гостеприимством Москвы в то время, когда Саудовская Аравия и Турция создали ось для противостояния российской операции в Сирии. Более того, в воскресенье министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр резко упрекнул Кремль за его политику в Сирии, заявив, что стремление России спасти сирийского президента Башара Асада обречено на неудачу и призвав Москву «прекратить воздушные операции против умеренной сирийской оппозиции».

Понять Эр-Рияд не так уж и трудно. С одной стороны, Саудовская Аравия в союзе с Турцией стремится разрушить монополию России на военные операции в Сирии. Во-вторых, по мнению Саудовской Аравии, Москва отчаянно старается сохранить отношения с Эр-Риядом в рамках региональной стратегии, направленной на расширение российского влияния на Ближнем Востоке за счёт США. Однако, саудовцы не чувствуют себя в проигрыше без дружбы Москвы.

И наконец, саудовские стратеги больше не тешат себя несбыточными иллюзиями по поводу того, что вмешательство России в сирийский конфликт может постепенно снизить роль Ирана в этой стране. Когда-то некоторые из них даже питали надежды, что, поддерживая отношения с Москвой, Эр-Рияд сможет вбить клин между Москвой и Тегераном.

Назад к США?

Самое главное заключается в том, что возможно, отношения между Саудовской Аравией и США снова на подъёме. Критические замечания аль-Джубейра относительно России прозвучали после его визита в Вашингтон. Кроме того, в прошлый четверг в Брюсселе состоялась встреча между заместителем наследного принца Мохаммеда бин Салмана и министром обороны США Эштоном Картером. Похоже, до Эр-Рияда, наконец, дошло, что американо-иранские отношения не перерастут в региональное партнёрство, имеющее ключевое значение для региональной стратегии Вашингтона, как того ранее опасались саудовцы.

Между тем, в воскресенье Эр-Рияд объявил о масштабных военных учениях с участием 20 стран, которые обещали оказать поддержку возглавляемому Саудовской Аравией так называемому «Исламскому союзу». В следующем месяце Эр-Рияд планирует провести совещание относительно новой коалиции по «борьбе с терроризмом». Похоже, саудовцы ожидают, что по крайней мере, некоторых из партнёров по этой коалиции можно убедить развернуть войска в Сирии. Остается неясным, насколько США поддержали подобную деятельность. В Брюсселе Картер заявил, что НАТО также может присоединиться к возглавляемой США коалиции.

Если попытка Саудовской Аравии хотя бы частично увенчается успехом, Россия и Иран могут испытать серьёзные затруднения, столкнувшись с силами мусульманского мира, которым они, возможно, не смогут противостоять в военном отношении.

В свою очередь, «Исламский союз» будет как раз тем, что нужно Турции для продвижения своего генерального плана по созданию буферной зоны на севере Сирии. Пожалуй, это можно назвать авантюрой, но не исключено, что она также сработает. Война на истощение устраивает Турцию и Саудовскую Аравию, а вот Россию она может страшить.

Москва не может не чувствовать себя неловко ввиду того, что саудовцы столь демонстративно начинают отдаляться от прагматичных отношений, которые казались весьма многообещающими до самого недавнего времени.

Об авторе. М.К. Бхадракумар более 29 лет служил кадровым дипломатом в МИД Индии, в том числе послом в Узбекистане (1995-1998 годы) и в Турции (1998-2001 годы)

Оставить комментарий

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: