Страны БРИКС повзрослели

Фото: kremlin

Фото: kremlin

Страны БРИКС в Уфе вышли на новый уровень отношений – за пределы формата меморандума к практической реализации запланированного финансового, экономического и энергетического объединения. Хотя скоординировать экономики стран – членов БРИКС не так-то просто в силу их особенностей, важным стержнем стали противовес и защита от Запада.

Россия приветствовала завершение процесса создания Нового банка развития и Пула условных валютных резервов с совокупным объемом ресурсов в 200 миллиардов долларов. «В ближайшее время они начинают функционировать в полную силу», – подвел главный итог двухдневнего саммита БРИКС в Уфе президент России Владимир Путин. Кроме того, Россия снова подняла идею создания энергетического союза БРИКС.

«Эта встреча участников БРИКС, по сути, вышла за пределы формата меморандума, стороны обозначили отрасли и сферы экономик своих стран, которые могут пойти на сближение»

Соглашение о Новом банке развития (НБР) БРИКС было подписано год назад на саммите в бразильской Форталезе, однако теперь оно вступило в силу.

Новый банк

НБР – это инструмент БРИКС по финансированию инфраструктурных проектов в собственных и других развивающихся странах. В частности, Новый банк развития займется кредитованием совместных крупномасштабных проектов транспортной и энергетической инфраструктуры, а также проектами индустриального развития, говорит Путин.

Представитель программы экономической дипломатии Института международных отношений ЮАР Кристофер Вуд считает, что сначала банк сосредоточится на инфраструктурных проектах, таких как дороги и электростанции, чтобы стимулировать экономическое развитие. А затем могут добавиться и социальные проекты – школы и больницы.

При этом Новый банк развития нужен сейчас больше Африке и Латинской Америке, с кредитования которых он, скорее всего, и начнет, а «Азией будет заниматься созданный Китаем Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ)», говорит эксперт. Между АБИИ и НБР конкуренции никакой не будет, потому что оба эти института – часть одного большого проекта по диверсификации источников финансирования в условиях отсутствия реформ Международного валютного фонда.

Впрочем, нельзя забывать и о России, у которой также есть что предложить партнерам для совместного финансирования. И наша страна, скорее всего, рассчитывает на финансирование собственных проектов как по линии Нового банка развития БРИКС, так и по линии АБИИ. У России имеется список из 37 проектов (большинство – инфраструктурные), готовых к внесению в Банк развития БРИКС, рассказал председатель ТПП РФ Сергей Катырин, передает ТАСС. «Мы постарались обозначить проекты, которые, по возможности, будут интересны не одной и даже не двум странам», – отметил он. К таким проектам, в частности, относятся предложения по созданию быстровозводимых портовых сооружений, вертолетостроению, авиастроению, железным дорогам.

Пул валютных резервов

Кроме банка, БРИКС также создает пул валютных резервов. Окончательное соглашение было заключено на этой неделе. Цель его создания во взаимном предоставлении центробанками стран БРИКС денежных средств в долларах США, если у кого-то из них возникнут проблемы с долларовой ликвидностью. Общий объем пула, как и банка, 100 млрд долларов.

Валютный пул станет «мини-МВФ» для стран – членов группы. Если кто-то из них будет испытывать проблемы с платежным балансом, незапланированные оттоки капитала, снижение сальдо по текущему счету, он вправе обратиться к пулу и получить нужные средства. «Это хороший институт для создания финансовой устойчивости, валютной устойчивости систем наших стран, для поддержания курса рубля в случае волатильности на финансовых рынках», – отметил глава Минфина РФ Антон Силуанов.

К примеру, когда в 2013 году развивающиеся страны столкнулись со значительными оттоками валют со своих рынков, такой инструмент весьма помог бы им тогда. Создание валютного пула позволит стабилизировать финансы, предотвратив волатильность в этой области, а также развивать экономики БРИКС.

Впрочем, сама Россия пока не намерена использовать средства пула резервных валют для поддержания своей экономики. Этот инструмент больше не для России, а для наших партнеров, которые могут испытывать какие-то проблемы, уверяет Силуанов. Даже при оттоке капитала и снижении цен на российские экспортные сырьевые ресурсы РФ сможет справиться самостоятельно, уверен он. «У России есть объем золотовалютных резервов – 365 миллиардов долларов США», – аргументировал глава Минфина.

В противовес Западу

Собственные финансовые структуры БРИКС – банк и валютный пул – конечно, созданы в противовес МВФ и ВБ, подконтрольным США и ЕС. Обе эти западные организации игнорируют интересы развивающихся стран в международных организациях и действуют лишь в собственных интересах.

В частности, США уже пять лет мешают провести реформу МВФ, в рамках которой на основе усилия экономической мощи развивающихся стран они должны увеличить свою долю голосов в фонде. «Мы глубоко разочарованы тем фактом, что США по-прежнему не ратифицировали пакет реформ МВФ 2010 года, что продолжает подрывать доверие к фонду, его легитимность и эффективность», – говорится в итоговой декларации саммита объединения в Уфе.

А валютный пул создан для того, чтобы обезопаситься от финансовых действий развитых стран, которые своими мерами зачастую обваливают экономики развивающихся стран.

В частности, страны БРИКС обеспокоены нетрадиционными монетарными действиями развитых стран, которые могут иметь пагубные побочные эффекты в виде колебания валютных курсов и цен на активы, а также спровоцировать волатильность потоков капитала (для развивающихся рынков, как правило, характерен в этом случае отток капиталов), говорится в итоговой декларации саммита.

БРИКС договорились использовать разные механизмы для того, чтобы смягчить негативные последствия разнонаправленности монетарных политик в странах эмиссии резервных валют, в том числе развивать своп-линии.

Россия и Китай уже активно идут в этом направлении. Российские и китайские компании начали массово отказываться от доллара в пользу юаня и рубля. Это не только спасение от курсовых колебаний. России невыгодно проводить расчеты «через Америку», учитывая нынешние геополитические реалии.

Энергетическая ассоциация

Кроме двух финансовых структур, создание которых перешло в практическую плоскость, важной также выглядит идея создания Энергетической ассоциации БРИКС.  В принятой стратегии экономического партнерства БРИКС отмечается, что пять стран будут оказывать друг другу поддержку с целью диверсификации (расширения) источников энергии, развития энергетической инфраструктуры. Еще одна цель БРИКС – повысить уровень информированности о потребностях стран – производителей и стран – потребителей энергии.

Страны БРИКС подчеркнули важность обмена опытом в областях, связанных с планированием энергетики, производством и потреблением энергии, а также содействии энергетическому сотрудничеству.

Ранее предлагалось, с одной стороны, создать Институт энергополитики БРИКС, а с другой – резервный банк топлива.

Создать собственный институт, который будет фундаментально изучать мировой энергорынок и давать непредвзятые оценки и прогнозы, крайне актуально, особенно для России как крупнейшего экспортера энергоресурсов.

Такой исследовательский институт нужен в противовес Международному энергетическому агентству и Агентству энергетической безопасности США, которые постоянно выпускают глобальные исследования, но выводы там делают в свою пользу. Роль России как энергетического игрока обычно занижается, тогда как роль США всегда преувеличивается. России и ее партнерам нужно создать объективную картину энергомира.

А вот наличие в энергетическом союзе одного крупного экспортера – России – и целого ряда потребителей углеводородов может создать некие внутренние противоречия между партнерами. До сих пор международные энергетические организации создавались по другой схеме. ОПЕК – это картель крупных экспортеров нефти, а МЭА (Международная энергетическая ассоциация) как противовес ОПЕК после арабского нефтяного кризиса, которая может «распечатать» нефтяной запас при возникновении сильных перебоев с поставками нефти.

Поэтому энергетический союз БРИКС, скорее всего, будет создаваться по другой схеме и решать проблемы исключительно этих пяти стран. К примеру, Россия как единственный из стран БРИКС крупный нефтегазовый экспортер вполне может предложить создать некие резервы топлива из своих ресурсов как под себя, так и под другие страны БРИКС. В ответ на это, как вариант, тот же Китай и Индия еще более активно начнут покупать российские ресурсы. А Бразилия и ЮАР, к примеру, внесут свою лепту при выборе подрядчиков при строительстве энергетической инфраструктуры, например, ГЭС и АЭС, однозначно выбрав Россию. В таком формате энергосоюз и объединит, и принесет много выгод всем его участникам.

Самый важный практический этап

Саммит БРИКС в Уфе показал, что группа переживает самый важный этап своего развития. Если первый этап заключался в создании самой экономической группы, второй – в планировании новых институтов, то сейчас наконец наступил третий и самый важный, практический этап – реализация задуманного тесного экономического сотрудничества.

«Взросление БРИКС становится все более глубоким и ориентированным на практические результаты, а значит – и на координацию», – прокомментировал заместитель главы МИД РФ, шерпа России в БРИКС Сергей Рябков.

«К результатам я бы отнес Стратегию экономического партнерства до 2020 года – это конкретизация планов работы, – продолжил он. – После саммита БРИКС мы приступаем к формированию перечня конкретных проектов – инфраструктурных, в области инновации. Мы начинаем разработку общих подходов в деятельности БРИКС».

«Из Уфимской декларации или Плана действий не могу назвать ни одного элемента, который был бы неконкретен. Это либо общие понимания, либо планы на расширение сотрудничества, либо конкретика повседневной работы, – отметил он. – Никаких общих слов, воды, как принято говорить в дипломатии, там нет вообще, только конкретика».

«США и ЕС пытаются «замуровать» Россию и ее экономику с помощью западных санкций. Но, к счастью, Россия является членом БРИКС, а также ШОС и с нынешнего года – акционером АБИИ. Страны АТР и члены БРИКС могут предложить России локализацию тех отраслей промышленности, которые на сегодняшний день требуют модернизации и испытывают утечку «мозгов» за рубеж», – замечает Тамара Касьянова из «Российского клуба финансовых директоров».

Важным является призыв КНР разработать конкретные предложения по сопряжению стратегии создания экономического пояса «Шелкового пути» и ЕАЭС, о чем страны БРИКС договорились еще в мае. «Идея Поднебесной о создании нового «Шелкового пути» получит развитие не только в виде организации логистики поставок товаров и изделий КНР через Россию, многое придется строить у нас, в том числе и крупные промышленные комплексы, склады временного и долгосрочного хранения, а также предприятия агропромышленного комплекса. Ни для кого не секрет, что Китай активно присматривается к сельхозугодьям России из-за состояния экологии у нас в стране», – отмечает Касьянова.

«Эта встреча участников БРИКС, по сути, вышла за пределы формата меморандума, стороны обозначили отрасли и сферы экономик своих стран, которые могут пойти на сближение. Но пока у нас и у них не будут решены фундаментальные проблемы с инфраструктурой, логистикой и не начнет действовать банк развития БРИКС и АБИИ, говорить о сильном развороте России в сторону АТР не стоит. Но уже сейчас понятно, в каком направлении нужно двигаться российской экономике, чтобы достичь сопряжения с другими участниками БРИКС», – считает она.

Так, чтобы развивать внешнеторговые отношения со странами БРИКС, России надо увеличивать пропускную способность железных и автодорог на Дальнем Востоке, построить магистральные газопроводы «Сила Сибири» и т.д. и т.п.

http://vz.ru

Оставить комментарий

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: